Религиозное чувство
Почему так много неверующих людей
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Божественной литургии в Николо-Угрешском монастыре 22 мая 2013 года.
Каждый человек обладает религиозным чувством. Религиозное чувство соприродно человеку, то есть является частью его природы, подобно тому, как и нравственное чувство является частью нашей природы. Нет человека без нравственного чувства, нет и без религиозного чувства.
Но тогда возникает вопрос: а почему же так много людей неверующих, если религиозное чувство соприродно человеку? И ответ заключается в следующем: не каждый человек реализует религиозное чувство посредством религиозной веры. Происходит это по многим причинам — в силу воспитания, окружающей среды, идеологических факторов, моды или просто неспособности иногда пойти против течения, обычаев, предрассудков. И такие люди, теряя религиозную веру, но сохраняя религиозное чувство, начинают его реализовывать вне всякой веры.
И мы знаем, во что выливается проявление религиозного чувства вне религиозной веры. Это поклонение кумирам, будь то политические деятели, или звезды музыкального мира, или еще какие-то властители душ. Люди поклоняются кумирам, эксплуатируя свое религиозное чувство, они впадают в экстаз. Посмотрите на эти огромные, собирающие десятки тысяч людей, так называемые музыкальные концерты, которые вводят людей в состояние дикого животного экстаза. Это и есть проявление религиозного чувства, потому что эти люди, достигшие экстаза, боготворят источник этого настроения — того или иного актера или ту или иную личность.
Мы знаем, что и в древности религиозное чувство реализовывалось вне религиозной веры посредством поклонения различным истуканам, рукотворным богам. Сами люди создавали бога, называли его богом и поклонялись ему, расточая свое религиозное чувство. Религиозное чувство может быть заглушено в человеке или разрушено, так же как и нравственное чувство. Мы же знаем людей с прожженной совестью, когда всякая нравственная основа разрушена. Вот так же могут быть и люди с полностью разрушенным религиозным чувством, но не потому что они не имели его от рождения, а потому что рукотворно, сознательно или несознательно сами разрушили в себе это чувство.
А почему же мы называем святителя Николая правилом веры? А потому что он действительно содержал некую норму веры — норму, определенную не людьми, а Самим Богом. Бог через Сына Своего Господа Иисуса Христа передал эту норму веры апостолам, Своим ближайшим ученикам. А те — своим ученикам, которых позже стали называть епископами. И те преемственно передавали эту норму веры из поколения в поколение.
Вот эту веру мы и называем православной. Она была защищена на Вселенских Соборах… Несмотря на огромное сопротивление тех, кто желал бы разрушить всякую правую веру, она прошла через горнило испытаний, через страшные гонения, через попытки полного уничтожения верующих людей…
Человек — свободное существо, и свое религиозное чувство он может проявлять и, действительно, проявляет по-разному. Но очень важно, чтобы проявление этого чувства давало человеку возможность спасти себя. Спастись — это означает быть с Богом, вне зависимости от того, здоровый ты или больной, богатый или бедный, знают тебя люди или ты совсем безвестный человек, жил ты тысячу лет тому назад, живешь ты сейчас или будешь жить через века в будущем. Носители православной веры, правой веры, нормы веры имеют возможность, развивая свое религиозное чувство и реализуя его через веру истинную, достигать Бога, чувствовать Его присутствие, наслаждаться Его благодатью, которая творит чудеса.
Вот почему важно, чтобы наша свобода, которую Господь дал каждому, не определяла ложных проявлений религиозного чувства, чтобы эта свобода, которую каждый человек имеет, не направляла религиозное чувство в опасные ложные русла, двигаясь по которым человек устремляется не к спасению, а к погибели.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси