Матушка Вера
Жизнь – умение любить, терпеть и сострадать
Окружающий мир, в котором можно увидеть жестокость, предательство, безразличие, вместе с тем полон удивительных примеров человеческой любви, верности, мужества. Нужно уметь услышать советы таких людей, которые красноречиво звучат в их жизненных историях. Научившись этому, человек приближает Рождество, которое должно наступить в жизни каждого.
Шесть десятилетий назад вслед за любимым мужем отправилась в Сибирь Вера Александровна Пачаева, ныне вдова протоиерея Владимира Пачаева. Именно благодаря ему в тяжелейшие 90-е годы в Юрге был возведен великолепный собор Иоанна Предтечи – главный храм Мариинской епархии, в ограде которого в знак особых заслуг и похоронен отец Владимир.
Долгих сорок девять лет прожили вместе отец Владимир и матушка Вера, один лишь год не дотянули до золотой свадьбы. Знакомы были с детства – вместе учились в школе одного из сел Горьковской области. Уже тогда Владимир по-мальчишески был влюблен в кудрявую красавицу Веру из параллельного класса, но своих чувств не показывал. Вместе проводили время в большой компании сельских мальчишек и девчонок, встречались на школьных вечерах. После окончания школы судьбы разошлись: Владимир поступил в ремесленное училище, закончив его с отличием, отбыл по распределению в далекий Красноярский край, на секретное атомное производство. Вера начала работать на местной швейной фабрике. Незаметно пролетело три года, и вот Владимир приехал в родные края в отпуск. В первый же вечер пришел к Вере в гости, признался в своей давней любви, предложил навсегда связать их судьбы.
11 июля 1957 года, в день, когда Вере исполнилось 20 лет, молодые люди подали заявление в ЗАГС, три дня спустя сыграли скромную свадьбу и уже вместе уехали в Красноярск-26, закрытый город, не обозначенный ни на одной из карт. Непросто было привыкнуть жительнице Приволжья к сибирским морозам, долгой снежной зиме, но потихоньку полюбила новую «малую Родину», встретившую весьма гостеприимно. Город молодой, красивый, благоустроенный. В магазинах, благодаря федеральному обеспечению, – непривычное изобилие, зарплаты у «атомщиков» высокие. Как ценному работнику, автору многих рацпредложений, комбинат предоставил мастеру Владимиру Пачаеву отличную просторную квартиру. В 1958 году у супругов родилась дочь Галина. После выхода из декрета Вера Александровна стала работать на городском КП: проверяла пропуска. Не жизнь, а мечта любого советского человека.
В начале 70-х ушла из жизни мама Владимира, оставив в наследство сыну Евангелие. Начав его читать из уважения к памяти матери, Владимир и сам не заметил, как проникся Божьим словом, стал верующим человеком. В городе атомщиков, конечно, не было церкви, ближайшая находилась за 50 километров, в самом Красноярске. Стал ездить на службы, познакомился с батюшкой, с его благословения начал пономарить. Когда на работе узнали об этом, поднялся большой шум.
– Приходили к нам домой товарищи с его работы, стыдили, уговаривали, убеждали бросить глупости – ведь работает на секретном производстве. Когда поняли, что слова бесполезны, перешли к действиям: хоть и был муж на хорошем счету, убрали его с производства, отправили в «снабженцы», а потом и вовсе уволили.
Он постоянно пытался найти хоть какую-то работу, но его даже грузчиком в магазин не брали. Такое было отношение к верующим, – вздыхает Вера Александровна.
Все заботы о содержании семьи, в которой подрастали уже две дочки, легли на ее плечи. Чтобы зарабатывать больше, освоила хлебную специальность штукатура-маляра, бралась за любой «калым». Другая бы в такой ситуации «запилила» мужа, развелась, но Вера Александровна не испугалась трудностей, и хотя сама и не была тогда глубоко религиозной, сумела понять стремление мужа к Божией истине. Все сомнения победила, преодолела простая и великая женская любовь к супругу, отцу своих детей.
Со временем Владимир стал псаломщиком в одном из красноярских храмов, и свое служение исполнял столь хорошо, что владыка Гедеон благословил его готовиться к рукоположению в дьяконы. В 1972-м Владимира Пачаева рукоположили в дьяконы Троицкой церкви Томска, вслед за ним на новое место жительства перебралась и семья, оставив налаженный быт.
– Все пришлось начинать с нуля: обустраивать жилье, искать для дочек школу. Девчонкам тоже пришлось немало пережить. Некоторые учителя специально занижали «поповским дочкам» оценки, запрещали носить крестик, одноклассники дразнили их за то, что не были пионерками. Бывало, старшая Галя придет из школы в слезах: «Мама, я ответила на отлично, весь класс даже об этом говорит, но мне снова поставили четверку!». А я ее успокаиваю: «Не за оценки учишься, а для знаний, их у тебя никто не отнимет».
Прослужив в Томске три года, о.Владимир был направлен в Киселевск, затем были Белово, новосибирский Камень-на-Оби, в котором Пачаевы провели шесть лет.
– В Камне настоятелем нашей церкви служил отец Федор, очень старенький, ставший священником по личному благословению праведного Иоанна Кронштадтского. Из-за возраста и немощи он не мог уже сам совершать все службы и требы, но долгое время не могли ему подыскать в помощь второго священника. Всех отвергал, но послушал проповедь отца Владимира, взял его за руку и сам вывел к прихожанам, сказав: «Вот ваш новый батюшка, любите его и чтите», – вспоминает матушка Вера.
После Камня еще дважды переезжали Пачаевы – в Топки, где о. Владимир семь лет был настоятелем Никольской церкви, и, наконец, в 1989 году в Юргу, где прожили почти двадцать лет. По сути, большая часть жизни прошла в разъездах: некогда было вить родовое гнездо, пускать корни, наживать семейное добро.
– Везде, куда бы ни приезжали, о. Владимир начинал строительство: видеть не мог бесхозяйственности, разрухи в храмах, увлекал на благое дело прихожан, свои деньги вкладывал. Очень переживал, ночей не спал, особенно когда возводился собор Иоанна Предтечи. Я его не упрекала, просто старалась помочь, чем могла, как-то утешить, ободрить. Но разве это заслуга? Это долг жены.
текст: Алина Гуляева
по материалам газеты «Вифлеемская звезда»