[lead]Фрагмент прямого эфира радио «Новолетие»[/lead]

Иерей Константин: Тема сегодняшнего разговора: «Крещение Господне. История и современность».

Я бы хотел поговорить сначала о празднике, который близко стоит в церковном календаре с Крещением – празднике Обрезания. Обрезание – это ветхозаветный образ крещения. Для того, чтобы вступить в иудейскую общину, мужчина должен был обрезать крайнюю плоть.

Протоиерей Сергий: То есть это некая физиологическая процедура с духовным значением.

Иерей Константин: Да, и обрезание плоти органа, который воспроизводит жизнь, по иудейским законам имеет очень важное значение. Человек очищается от той жизни, которая, может быть, была не богоугодная до вступления в общину, и уже обновленным вступает в нее.

Протоиерей Сергий: Насколько мне известно, обряд обрезания у иудеев включает в себя традицию наречения имени младенцу, таким образом, Спасителю было дано имя Иисус в день обрезания, а не на Рождество?

Иерей Константин: Да, имя Иисус было дано на 8-ой день после рождения, а не при рождении.

Итак, обрезание – это прообраз Крещения, и два праздника – Обрезание Господне и Крещение – стоят в одном ряду потому, что Обрезание было первым шагом Господа вступления в новую жизнь – жизнь простых людей, исполнением закона. Ведь впоследствии Он Сам скажет: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», вот Он и исполняет и тем самым обновляет его.

Протоиерей Сергий: Отец Константин, если дальше рассуждать…Аврааму было дано обрезание как завет с Господом, почему Богом был выбран тайный знак завета? Ведь в первые века христиане наносили на лоб крестное знамение как видимый знак отношения к иному народу, отношению к Богу.

Иерей Константин: Отвечу словами преподобного Иоанна Дамаскина, он говорит: «Вступившие в завет с Богом должны доверить Ему жизнь, свою и своих потомков. В этом состоит религиозное объяснение обрезания крайней плоти того органа, который воспроизводит жизнь», то есть доверие Богу своей жизни – основной элемент заключения завета с Богом.

Теперь давайте перейдем к истории праздника Крещения. Сначала стоит сказать, что богослужение праздника Богоявления появилось уже с первых веков христианства, об этом свидетельствует святые отцы первых веков, такие как Климент Александрийский, Игнатий Богоносец. Многие песнопения праздника были составлены уже в ?V веке.

Протоиерей Сергий: Отец Константин, у меня такой вопрос, был изначально праздник Богоявления – явления Бога в мир, чем обусловлено деление праздника на два – Рождество Христово и сам праздник Богоявления, как мы сейчас называем – Крещение Господне.

Иерей Константин: Этот факт обусловлен появлением ереси гностицизма. Гностики считали, что Иисус – простой человек, только при Крещении стал Богочеловеком.

Но для нас Рождество Христово – явление Бога по плоти, а Крещение Господне – явление Христа как части Святой Троицы.

Хочу отметить еще один важный момент. Праздник Крещения Господня – составной праздник. Древние христиане отмечали несколько событий, которые объединялись в празднике Богоявления. Первое – поклонение волхвов и явление чудной звезды –Праздник трех царей, второе – чудо Христа в Кане Галилейской, третье – чудесное насыщение Христом 5000 человек. Формирование богослужебного чина праздника Крещения Господня закончилось к X веку.

Протоиерей Сергий: Теперь предлагаю вспомнить саму историю Крещения Господня.

Иерей Константин: Здесь следует взять в руки Евангелие. Сначала мы видим личность пророка Иоанна Предтечи, который призывает иудеев к покаянию. Стоит отметить, что покаяние-исповедание грехов проходило прилюдно, это некоторых пугало и они уходили, не приняв Крещения.

Протоиерей Сергий: Отец Константин, давайте отметим, что Крещение у Иоанна на реке Иордан не было иудейским предписанием закона, но Господь идет и принимает Крещение от пророка, который, увидев Спасителя, проповедовал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его», на что Иисус говорит: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Далее происходит само Крещение – Богоявление, то есть явление всех трех Лиц Святой Троицы: Когда Спаситель выходил из воды, то был голос с неба Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение» и Дух Божий сошел на Сына Божия в виде голубя. Вот и вся история праздника.

Давайте теперь поговорим о традиции купаться в природных водоемах в праздник Крещения Господня, причем независимо от климатических условий. Знаю, что вы проводили опрос верующих о том, стоит ли купаться в холодной воде в день праздника, купаются ли сами. Каковы результаты опроса?

Иерей Константин: Все, кого я опрашивал, положительно относятся к купаниям в память о том, что Сам Господь принял Крещение в водах Иордана в этот день, а вот купаться не все осмеливаются.

Протоиерей Сергий: Да, купаться в зимнюю пору не все идут, но куда больше людей идут в храмы за крещенской водой. Знаю не понаслышке, что за богоявленской водой приходят не только верующие, интересно что движет людьми, если они отказываются от богослужений, молитвы, а за крещенской водой приходят.

Иерей Константин: Совместные работы ученых Института химической физики РАН и Московского института информационно-волновых технологий (МИВТ) установили: частотный спектр святой воды соответствует характеристикам электромагнитного излучения здорового органа. Исследования проводились на сверхчувствительной аппаратуре, фиксирующей малейшие изменения частотного спектра.

Второе, профессор Алтайского политехнического института Павел Госьков провел биологический и физический анализ святой воды. После тщательной фиксации полученных данных святая вода добавлялась в обычную водопроводную воду в соотношении 10 мл святой к 60 л той, что «из-под крана». Новый анализ показал: через определенное время 60 л обычной воды превращались в святую, т.е. ее биологические и физические параметры изменялись самым чудесным, необъяснимым образом.

Третье исследование крещенской святой воды предприняла светская газета «Покровка, 7». Ее журналисты набрали в церкви святой воды в обычный день и воды из обычного источника в деревне Кузнечиха – в Крещение. Святая вода из церкви испортилась через несколько дней, а крещенская из обычного колодца и через год поражала свежестью и чистотой.

Также хочется сказать еще об одном эксперименте. Сотрудники научно- исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина зафиксировали фазу перехода воды в необычное состояние. Ученые брали пробы обычной водопроводной воды, начиная с 15 января и замеряли в ней количество ион-радикалов. Это малопонятное обычному человеку число стало увеличиваться с 17 января. Вода при этом стала мягче, рос ее водородный показатель (уровень рН). Пика активности вода достигла 18 января вечером. А утром 19 января кривая электромагнитной активности воды поползла вниз и к 20 января приняла свой обычный вид.

Протоиерей Сергий: Научные факты есть, это хорошо, но все-таки надо отметить, что не все поддается объяснению, и это еще раз показывает величие и премудрость Божию.

На этом наша беседа о празднике Крещения Господня подошла к концу. Спасибо, отец Константин, за интересный диалог.

Иерей Константин: Взаимно благодарю за беседу, с праздником Богоявления.

Слушайте радио http://novoletie.ru