День рождения Церкви
Трудно поверить, что мы знаем тот день, когда именно возникла Церковь Христова. Сюжет этот описан в Деяниях святых апостолов. На пятидесятый день после того, как иудейский народ узнал о Воскресении Иисуса Христа, апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, тогда «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-4). С тех пор начался период земной жизни Церкви – период борьбы за правую веру, гонения, расколы. Но Церковь животворима Духом, именно поэтому она никогда не будет побеждена.
Прежде всего, надо обратить внимание на состояние апостолов до и после сошествия на них Духа Святого. До Пятидесятницы это были еще робкие люди, нерешительные, склонные бояться и своего слова, и злобы иудейской. После Пятидесятницы это богатыри, это воины Христовы, не ведающие страха и отвергнувшие свои человеческие немощи. Что произошло? Произошло то, что на человеческую природу снизошла сила Самого Создателя, преобразившая и ум, и сердце, и тело. И как раз эта сила снисходит видимым образом, чтобы никто не подумал, что такие способности апостолов есть результат человеческой деятельности, что эти люди – апостолы – силой своего человеческого духа стали такими. Это откровение показывает, что только причастность к Богу делает человека сильным и святым, что сегодня священник совершает Таинства не силой своего духа, а силой, видимым образом сошедшей с Неба в день Пятидесятницы, что без помощи Божией мы ничего доброго сделать не можем, мы не можем подвигнуть себя ни на что. Пятидесятница – это великий повод для нашего смирения!
Второе, о чем бы хотелось упомянуть в связи с этим великим праздником, – это уникальность Православия (и счастье к нему принадлежать). Только Православие содержит в себе практические способы и средства передачи Силы Духа Святого. Православие конкретно, реально и ощутимо доносит до чистого верующего сердца незримую благодать Божию через Таинства Церкви, и там, где уже заканчиваются силы человеческие и бессильны законы природы, вдруг появляется свет и жизнь.
Но, чтобы человеку воспринять своим существом эту ниспосылаемую на всех Божию благодать, ему необходимо выстрадать осознание своей немощи без Господа, очистить свое сердце от всякой скверны и отвергнуться себя, своих представлений о добре и зле, доверившись Христу.
Несомненно, день сошествия Святого Духа на апостолов – это начало Церкви Христовой. Праздник этот значим тем, что в нем открывается смысл нашей веры в Единого Бога. Догмат о Святой Троице мы называем Таинством, потому что познать, как сочетаются в Божестве Святой Троицы три Лица, своим человеческим умом мы не можем. Господь один, и поклоняемся мы Единому Богу, а не разным богам. Догмат о Святой Троице один из самых сложных для понимания, но именно поэтому он называется тайной: Бог не открыл его в полной мере людям.Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас. Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице Сионской.
Праздник Святой Троицы одно из самых великих торжеств Церкви. В этот день все духовенство православных храмов надевает зеленое облачение, пол устилается зеленой травой, стены украшают березовыми ветками, и все богослужение символизирует начало новой жизни. Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь. С сошествия Святого Духа на апостолов начинается Церковь – новая, богодухновенная жизнь людей в Боге.
Сказать, что день Святой Троицы — один из самых значимых христианских праздников – по сути, не сказать ничего. О значении этого дня в истории христианства, пожалуй, нужно говорить отдельно и в несколько другом формате. Для меня как для человека, если позволите, эстетствующего, этот праздник замечателен прежде всего тем, что в честь него храмы украшаются свежей зеленью. Это выглядит чрезвычайно красиво, особенно в небольших уютных церковках наподобие храма Ксении Блаженной, что находится в пос. Боровой.
Но сколько бы мы ни говорили о празднике Святой Троицы, мы не сможем по-настоящему понять, прочувствовать этот праздник, не побывав на Божественной литургии. Этим богослужением, коленопреклонной молитвой о всей Церкви, живых и усопших завершается весь послепасхальный период. И мы начинаем жить новой жизнью, литургически ожидая Светлого Христова Воскресения.
текст:
Наталья ВАХРАНОВА