Сколько бы мы ни говорили о празднике Святой Троицы, мы не сможем по-настоящему понять, прочувствовать этот праздник, не побывав на Божественной литургии

Сколько бы мы ни говорили о празднике Святой Троицы, мы не сможем по-настоящему понять, прочувствовать этот праздник, не побывав на Божественной литургии

Трудно поверить, что мы знаем тот день, когда именно возникла Церковь Христова. Сюжет этот описан в Деяниях святых апостолов. На пятидесятый день после того, как иудейский народ узнал о Воскресении Иисуса Христа, апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, тогда «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-4). С тех пор начался период земной жизни Церкви – период борьбы за правую веру, гонения, расколы. Но Церковь животворима Духом, именно поэтому она никогда не будет побеждена.

Протоиерей Алексей Кашицын

Протоиерей
Алексей Кашицын

Прежде всего, надо обратить внимание на состояние апостолов до и после сошествия на них Духа Святого. До Пятидесятницы это были еще робкие люди, нерешительные, склонные бояться и своего слова, и злобы иудейской. После Пятидесятницы это богатыри, это воины Христовы, не ведающие страха и отвергнувшие свои человеческие немощи. Что произошло? Произошло то, что на человеческую природу снизошла сила Самого Создателя, преобразившая и ум, и сердце, и тело. И как раз эта сила снисходит видимым образом, чтобы никто не подумал, что такие способности апостолов есть результат человеческой деятельности, что эти люди – апостолы – силой своего человеческого духа стали такими. Это откровение показывает, что только причастность к Богу делает человека сильным и святым, что сегодня священник совершает Таинства не силой своего духа, а силой, видимым образом сошедшей с Неба в день Пятидесятницы, что без помощи Божией мы ничего доброго сделать не можем, мы не можем подвигнуть себя ни на что. Пятидесятница – это великий повод для нашего смирения!

Второе, о чем бы хотелось упомянуть в связи с этим великим праздником, – это уникальность Православия (и счастье к нему принадлежать). Только Православие содержит в себе практические способы и средства передачи Силы Духа Святого. Православие конкретно, реально и ощутимо доносит до чистого верующего сердца незримую благодать Божию через Таинства Церкви, и там, где уже заканчиваются силы человеческие и бессильны законы природы, вдруг появляется свет и жизнь.

Но, чтобы человеку воспринять своим существом эту ниспосылаемую на всех Божию благодать, ему необходимо выстрадать осознание своей немощи без Господа, очистить свое сердце от всякой скверны и отвергнуться себя, своих представлений о добре и зле, доверившись Христу.

Иерей Вячеслав Морозов

Иерей
Вячеслав Морозов

Несомненно, день сошествия Святого Духа на апостолов – это начало Церкви Христовой. Праздник этот значим тем, что в нем открывается смысл нашей веры в Единого Бога. Догмат о Святой Троице мы называем Таинством, потому что познать, как сочетаются в Божестве Святой Троицы три Лица, своим человеческим умом мы не можем. Господь один, и поклоняемся мы Единому Богу, а не разным богам. Догмат о Святой Троице один из самых сложных для понимания, но именно поэтому он называется тайной: Бог не открыл его в полной мере людям.Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Святой Дух снизошел на апостолов, а через них  – на каждого из нас. Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице Сионской.

Праздник Святой Троицы одно из самых великих торжеств Церкви. В этот день все духовенство православных храмов надевает зеленое облачение, пол устилается зеленой травой, стены украшают березовыми ветками, и все богослужение символизирует начало новой жизни. Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь. С сошествия Святого Духа на апостолов начинается Церковь – новая, богодухновенная жизнь людей в Боге.

Карина Вабнец

Карина Вабнец

Сказать, что день Святой Троицы — один из самых значимых христианских праздников – по сути, не сказать ничего. О значении этого дня в истории христианства, пожалуй, нужно говорить отдельно и в несколько другом формате. Для меня как для человека, если позволите, эстетствующего, этот праздник замечателен прежде всего тем, что в честь него храмы украшаются свежей зеленью. Это выглядит чрезвычайно красиво, особенно в небольших уютных церковках наподобие храма Ксении Блаженной, что находится в пос. Боровой.

Но сколько бы мы ни говорили о празднике Святой Троицы, мы не сможем по-настоящему понять, прочувствовать этот праздник, не побывав на Божественной литургии. Этим богослужением, коленопреклонной молитвой о всей Церкви, живых и усопших завершается весь послепасхальный период. И мы начинаем жить новой жизнью, литургически ожидая Светлого Христова Воскресения.

текст:
Наталья ВАХРАНОВА