«Отцу с Сыном и со Святым Духом»
О введении изменения в окончание молитв
Ариане-еретики и духоборцы отрицали равенство Святой Троицы. Они обычное окончание молитв «Отцу через Сына во Святом Духе» стали перетолковывать в свою пользу. Василий Великий из-за этого начал употреблять славословие «Отцу с Сыном и со Святым Духом» и был обвинен в новшествах. В 375 г. он пишет по просьбе своего друга Амфилохия Иконийского пространное объяснение введенного им изменения. Книга «О Святом Духе» – это удивительный трактат из 30-ти глав.
(стр. 633-634, Н. И. Сагарда, Лекции по патрологии I-IV века, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004).
Вашему вниманию, читатели, приводим отрывки из 29 главы:
Поэтому перечислю вам защитников учения (а при этом соблюден будет, конечно, и порядок времени без указания на него), ведь учение не от нас получило начало. Откуда же? Мы действительно, по слову Иова, как бы вчерашними являемся (Иов. 8, 9), в сравнении со временем, в которое продолжается этот обычай. Поэтому, и сам я …, как отеческое наследие, соблюдаю это высказывание, заимствовав его от мужа, который много времени проводил в служении Богу, которым я крещен и введен в церковнослужение. И после усердного разследования, не употреблял ли этих оспариваемых сегодня высказываний кто из древних и блаженных мужей, нашел я многих и по древности достоверных, и по точности знаний не уподобляющихся сегодняшним учителям. И хотя одни из них связывали в славословии речь предлогом, а другие союзом, однако же о них не думали, что делают этим какую–нибудь разность в рассуждении прямого понятия о благочестии. И это — тот же Ириней, и Климент Римский, и Дионисий Римский. А Александрийский Дионисий, о чем удивительно слышать, во втором к соименнику своему послании «Об обличении и защищении» так заключил слово. Но выпишу вам собственные слова Дионисия. «Сообразно со всем этим, — говорит он, — и мы, заимствовав образец и правило еще у живших прежде нас пресвитеров, и единогласно с ними принося благодарение, заключаем уже теперь и наше к вам послание. Богу же Отцу и Сыну Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом слава и держава во веки веков, аминь». И никто не может сказать, что cиe переправлено после. Дионисий не стал бы усиливать так речь, и говорит, что заимствовал образец и правило, если бы у него было сказано: в Духе, потому что употребление этого последнего высказывания было обыкновенно. А то речение (высказывание) требовало оговорки. Он же где–то в средине сочинения сказал савеллианам так: «Если утверждают, что Ипостаси, как скоро Их три, раздельны, то Их действительно три, хотя бы еретикам этого не хотелось, иначе пусть совершенно истребят понятие о Божественной Троице». И еще: «Ведь по этому самому после Единицы и Троица пребожественна». А Климент говорит простое: «Жив Бог, и Господь Иисус Христос, и Дух Святый». Но послушаем, как упоминает о Духе, в слове против ересей, Ириней, живший близко к апостолам. «А людей необузданных, — говорит он, — и увлекающихся в собственные похоти, нимало не возжелавших Божьего Духа, справедливо Апостол (1 Кор. 3, 3) называет плотскими». И в другом месте он же говорит: «Чтобы мы, став непричастными Божьего Духа, не лишились Небесного Царствия, апостол (1 Кор. 15, 50) воскликнул, что плоть не может царство Божье нacледовать». А если достоверен для кого по своей многоопытности и Евсевий Палестинский, то укажем и у него те же речения в недоумениях его о многоженстве древних. Ибо, сам себя возбуждая к слову, говорит так: «Святого Бога Просветителя пророков чрез Спасителя нашего Иисуса Христа призвав со Святым Духом».
Но нашли мы также, что со Святым Духом воздает славу во многих беседах на псалмы и Ориген, человек, не во всем имеющий совершенно здравые понятия о Духе. Однако же и он, уважая силу обычая, во многих местах оставил благочестивые слова о Духе. А в шестой, как кажется, книге толкований на Евангелие от Иоанна ясно подтвердил, что Дух достопоклоняем, пиша дословно так: «Водная баня есть символ очищения души, омываемой от всякой греховной скверны, но тем не менее, для того, кто предает себя Божеству достопоклоняемой Троицы, она и сама по себе, по силе призываний, имеет начало и источник дарований». И еще в толкованиях на послание к Римлянам говорит: «Священные Силы могут принимать в себя Единородного и Божество Святого Духа». Так, думаю, твердость предания заставляла нередко людей противоречить и собственным своим мнениям.
Но и Африкану, писателю истории, не безызвестен был такой вид славословия. Ибо, кажется, в пятой книге сокращенного Временника, он говорит так: «Мы, познавшие меру и этих слов, мы, которым не неизвестна благодать веры, благодарим Отца, Который нам, всегда Его, даровал Спасителя всяческих и Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава, величие со Святым Духом во веки». В других случаях можно и не доверять, или, если место поддельно, трудно открыть обман, потому что разность в одном слоге; но предложенное нам в длинных выписках делает невозможною злонамеренную подделку и несомненно доказывает, что свидетельства взяты из самих сочинений.
Но что в другом случае не стоило бы, может быть, и указания, для обвиняемого же в нововведении необходимо для свидетельства по давности времени, то и представлю теперь. Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник этих слов светильничного благодарения, по крайней мере народ возглашает древнюю песнь, и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия («Свете Тихий» – ред). А если кому известна и песнь Афиногена, которую он вместо предохранительного врачевства оставил ученикам своим, когда сам поспешал уже ко всесожжению; то он знает, какое мнение о Духе имели мученики. И об этом довольно.
А где дадим место Григорию Великому, и словам его? Не с апостолами ли и пророками? Говорю о муже, который ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по следам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской. Так … где до него было семнадцать только человек христиан, весь народ в городах и селах научив боговедению, привел к Богу. Он и речной поток, повелев ему великим именем Христовым, обратил назад, он иссушил и озеро, которое любостяжательным братьям служило поводом к войне… И до сегодняшнего дня еще велико к нему удивление туземных жителей, нова и всегда свежа в Церквях твердо укорененная память о нем, не увядающая и от самого времени. Поэтому в тамошней Церкви не прибавляли ни действия, ни слова, ни таинственного какого–либо знака, сверх тех, какие он оставил. А от того многое из совершаемого у них при давности своего установления кажется недостаточным, потому что преемственно домостроительствовавшие в тех Церквях не соглашались принять в дополнение что–либо из приисканного после него. Поэтому одним из Григорьевых установлений есть и оспариваемый сегодня образ славословия, по его преданию сохраненный в Церкви.
НЕОБХОДИМО ПРОИЗНОСИТЬ
СЛАВОСЛОВИЕ С СОЮЗОМ «И»…Ориген, человек, не во всем имеющий совершенно здравые понятия о Духе. Однако же и он, уважая силу обычая, во многих местах оставил благочестивые слова о Духе.
И как слышал я от одного жителя Месопотамии, человека и в языке сведущего, и в образе мыслей неповрежденного, на туземном их наречии, если б кто и хотел, невозможно сказать иначе, но по свойству отечественного языка необходимо произносить славословие с союзом «и», а еще лучше с помощью равнозначных ему слов.
И мы, каппадокийцы так же выражаемся на туземном своем наречии, потому что Дух тогда еще, при разделении языков, предусмотрел пользу такого образа выражения.
И не много нужно труда, чтобы при небольшом усилии приобрести в этом несомненное удостоверение. Такова была вера и нашего Фирмилиана, как свидетельствуют оставленные им слова. И о Мелетии великом утверждают современники, что он был того же мнения. И нужно ли говорить о давнем? И сегодня на Востоке не по этому ли одному всего более узнают благочестивых, отличая их по этому речению, как бы по некоторому знаку? И как слышал я от одного жителя Месопотамии, человека и в языке сведущего, и в образе мыслей неповрежденного, на туземном их наречии, если б кто и хотел, невозможно сказать иначе, но по свойству отечественного языка необходимо произносить славословие с союзом «и», а еще лучше с помощью равнозначных ему слов. И мы, каппадокийцы, так же выражаемся на туземном своем наречии, потому что Дух тогда еще, при разделении языков, предусмотрел пользу такого образа выражения. Да и весь почти Запад, от Иллирика до пределов обитаемых нами стран, не предпочитает ли это выражение?
…
Поэтому перед людьми благомыслящими достаточным оправданием послужит сказанное, по каким причинам принимаю речение, столько угодное и обычное святым, и столько утвержденное обыкновением. Ибо оказывается, что с того самого времени, как возвещено Евангелие, и до сегодняшнего дня употреблялось это выражение в Церквях, а, что всего важнее, и по смыслу оно благочестиво и праведно. Но что приуготовим себе в оправдание пред великим судилищем? То, что к славе Духа ведет нас, во–первых, честь, воздаваемая Самим Господом, Который к Себе и к Отцу сопринимает в крещении и Духа, во–вторых то, что и каждый из нас таковым же тайноводством вводится в богопознание, и наконец, страх угроз, удаляющий мысль от всякого недостойного и унизительного мнения.
иерей
Владимир КРИЦАК