Владимир, согласно историческим источникам, умер 15 июля 1015 года и был похоронен в построенной им Десятинной церкви, в приделе святого Климента, где мраморный гроб его поставлен был рядом с гробом супруги, царевны Анны, которая умерла в 1011 году. Во время нашествия татаро-монголов Десятинная церковь была разрушена, и под ее развалами оставались погребенными мощи Владимира вплоть до первой половины ХVII века. В 1635 году мощи благоверного князя были обнаружены митрополитом Киевским Петром (Могилой) во время раскопок Десятинной церкви. Петр Могила часто молился около развалин Десятинной церкви, сердце его болело, потому что он понимал, какой раньше была Святая Русь и во что она превратилась после татаро-монгольского нашествия.

Мощи находились в мраморном саркофаге с надписью, удостоверяющей их принадлежность великому князю. Сначала реликвию поместили в киевской церкви Спаса-на-Берестове, а через год торжественно перенесли в Успенский собор Киево-Печерской Лавры, где она хранилась в серебряном ковчеге в нише справа от иконостаса. В 1939 году известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов вывез главу святого из Киева в Ленинград для воссоздания исторического облика князя Владимира. Однако во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда святые мощи бесследно исчезли. Ученые совместно с Киевской митрополией УПЦ Московского патриархата на протяжении многих лет ведут поиски утраченной святыни, но безрезультатно.

Однако еще в XVII веке часть мощей великого князя митрополит Петр (Могила) передал в Свято-Успенский собор Московского Кремля. В советское время эта реликвия хранилась в кремлевских музеях. А во время перестройки, в 1989 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, мощи по благословению Святейшего патриарха Пимена были переданы управляющему делами Русской Православной Церкви митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану). Он перевез их в Ростов-на-Дону, в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Именно эта частица мощей из ростовского храма вернулась недавно в Киево-Печерскую Лавру, где сейчас и находится.

Подводя итог жизненного пути крестителя Руси, будет уместным привести слова митрополита Киевского Владимир(Сабодана): «Князь Владимир — сложная историческая личность. В лице его мы можем видеть сегодня, как в зеркале, самих себя, со всей сложностью наших характеров, изменчивостью нашего поведения, с порывами и падениями. Господь благоволил избрать именно такого человека, чтобы сполна явить в нем чудо, которое творит с людьми святая вера.

Что же дала христианская вера князю Владимиру и стране нашей? Грешный и буйный язычник Владимир стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. «Обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную»,- поет о нем Церковь.

От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские. В христианской вере — истоки нашей отечественной культуры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре. Вера внесла в жизнь нашего народа, в семью и общество гуманные принципы. Вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, была достойным сеянием, принесшим достойные плоды духа. Она прославила сонмы святых угодников — наших соотечественников, которые ходатайствуют перед Богом за нашу землю, за нашу Святую Церковь, за наш народ».

текст: Андрей ПРАВДА