[lead]Есть вещи, говоря о которых мы даже не задумываемся о соответствии их логике и истине. Чаще это относится к представлениям и понятиям, лежащим в контексте неоспоримой истины. Тем самым приобретающим некий священный авторитет и отблеск.[/lead]

текст: Данила МОРОЗ

2345-2347

Услужливая история всегда готова «состряпать» нам разного рода легендарные сюжеты, чтобы наш священный контекст наполнить достойным контентом.

Во-первых, зная все про «крестителя Руси», мы на самом деле мало что о нем знаем.

«Когда и где впервые установлено празднование памяти святого Владимира?» — такой вопрос поставлен уже более ста лет назад профессором И. И. Малышевским в «Трудах Киевской Духовной Академии» (1882. I). «Говоря по совести, и сейчас на этот вопрос мы должны ответить незнанием», — утверждает русский историк, философ Федотов Георгий Петрович. Так, в летописи под 1015 годом мы читаем: «Дивно же есть се, колико добра сотворил (он) Русской земле, крестив ю; мы же, крестьяне суще, не воздаем почестья противу (то есть в меру) оного воздаянию…» Так говорить, конечно, не мог автор, писавший после церковного прославления князя.

Сохранилось несколько сербских Прологов (сводов сокращенных житий святых) от XIV века, которые восходят к русским оригиналам домонгольского времени. В этих Прологах имеются и памяти русских киевских святых: Бориса и Глеба, преподобного Феодосия, князя Мстислава Владимировича и княгини Ольги. Среди них нет святого Владимира.

Во-вторых, хотим мы того или не хотим, а князь был и по должности и по сути политик. А политика «виляет историей, как собака хвостом». Смею утверждать поэтому, что историю его правления писали его же придворные историки.

Единого народа тогда не существовало, славяне в то время скорее представляли некий континуум родов и племен. Какие события происходили в Европе? Темные века. В такой ситуации и Владимиру, и Византии был выгоден союз. Римская империя (христианская, конечно) тогда еще не раскололась на западную и восточную. Владимир таким образом получал поддержку самого сильного государства в мире, а к тому же идею объединения под единой верой. Византия же обезопасила себя от беспокойного соседа.

Теперь сюжет о «выборе веры» князем Владимиром.

«Крестившись от латинского папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей, мог бы получить королевский венец — все это было очень лестно, считает автор «Истории Русской Церкви» Евгений Голубинский, – но, с другой стороны, он был бы среди королей младшим и последним, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе. Напротив, крестившись от Греков, Владимир оставался сам по себе, сохранял себе всю свою свободу и не подвергал себя никакой опасности быть «в мальчиках» у других…» Не думаю, что такие мысли миновали сего государственно мыслящего мужа. Вот и выходит, что Крещение Руси было во многом именно политическим актом.

Далее, испытание обрядов есть дело странное. Что такое обряды? Внешние условные действия, которые сами по себе ни плохи, ни хороши. Какую же разумную цель имело со стороны Владимира отправление посольства смотреть непонятные и не имевшие смысла действия? Идите, посмотрите — у которого народа лучше совершается церковная служба. Но что тут может значить «лучше совершается»? У кого она веселее совершается? У кого пышнее обставлена?

Даже этот скупой ряд размышлений говорит нам о том как мы бываем не пытливы умом. Тем более, что кроме «Повести временных лет» есть нам в помощь и другие источники.

ЮБИЛЕЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МЕДИА НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

2345-2346

Выступая на круглом столе «1000-летие преставления князя Владимира в светских и православных СМИ», проходящем 22 января в рамках Рождественских чтений, председатель СИНФО В.Р. Легойда подчеркнул, что юбилей представляет православным СМИ исключительные возможности для раскрытия образа святого равноапостольного князя в медийном пространстве.

«Учитывая участие государства и общественных организаций, Церкви масштаб празднований, разумеется, будет грандиозный, но что мы будем масштабировать, зависит от нас с вами», – подчеркнул представитель Церкви.

«Обращаю ваше внимание на то, что формализм, проведение информационной работы «для галочки» – это оскорбление памяти святого», – указал В.Р.Легойда.

«Конечная задача всей информационной работы заключается в том, чтобы за создаваемым медиаобразом ваш читатель или слушатель видел живого человека», – пояснил представитель Церкви.