Священное Писание говорит о различии временного и вечного: «…когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18).

Время и вечность не следуют одно за другим, как бы объединённые одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. Время и вечность — два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, которые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (2 Кор. 4, 18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами времени. Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (1 Пет. 1, 4), но избранным они доступны уже в их земной жизни (2 Тим. 1, 12, 14; 4, 8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (2 Кор. 12, 2, 4); тогда они пребывают «в духе» (Откр. 4, 2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и времени различаются не столько по продолжительности, сколько по содержанию.

Время имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует, Бог от него не зависит.

Преп. Иоанн Дамаскин:
Он [ангел] бессмертен не по природе, но по благодати; ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец. Один только Бог присносущен, или, вернее, Он выше вечности, ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но — выше времени.

Св. Игнатий (Брянчанинов):
Бог не подлежит времени: время не существует для Бога. … Вообще нет времени для Бога: нет для Него и будущего времени. Имеющее совершиться предстоит уже совершившимся лицу Божию, и загробная участь каждого человека, долженствующая истечь, как естественное следствие, из земной, произвольной деятельности его, известна уже Богу, уже решена Богом. «Несоделанное мое видесте очи Твои» [Пс. 138, 16], всесовершенный Бог! Исповедал это вдохновенный Пророк: исповедать это должен, по логичной необходимости, каждый человек.

Св. Дионисий Ареопагит:
«Бога же можно воспевать и как Вечность, и как Время – как Причину и всего времени, и вечности, и Ветхого денми, как до времени и выше времени Сущего и изменяющего «времена и лета», также и до веков Существующего, поскольку Он – и до вечности, и выше вечности, и Царство его – «царство всех веков». (Пс.144:13) Аминь».

Св. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник устанавливают систему трех категорий в понимании вечности и времени:
1) время (категория, предполагающая различие «прошлого», «настоящего» и «будущего») – для нынешнего материального мира; 2) эон («век», тварная вечность, в которой хотя и нет такого различия, но так как она имеет начало, в ней сохраняется возможность некоего изменения, развития) — для ангелов; 3) вечность в собственном значении этого слова — применительно к безначальному Божественному бытию.

Св. Дионисий Ареопагит пишет:
«Не следует, таким образом, думать попросту, что называемое вечным совечно предвечному Богу, но, неуклонно следуя за высокочтимейшими Речениями, вечное и временное подобает разуметь в соответствии с известными им образами. Между же Сущим и рождаемым – то, что отчасти причастно вечности, отчасти же времени. Бога же можно воспевать и как Вечность, и как Время – как Причину и всего времени, и вечности, и Ветхого денми, как до времени и выше времени Сущего и изменяющего «времена и лета», также и до веков Существующего, поскольку Он – и до вечности, и выше вечности, и Царство его – «царство всех веков». (Пс.144:13) Аминь».

Тварная вечность, имеющая начало, принципиально отлична от вечности безначальной, Божественной. Св. Григорий Богослов прямо говорит: «Если Бог, то не тварь… Если же тварь, то не Бог, ибо получила начало во времени. А если получила начало, то было, когда ее не было».

Преп. Максим Исповедник пишет, что если Бог называется вечным как нерожденный и безначальный и как Источник и Обладатель самой вечности, то ангелы — не как совечные Богу, а лишь «как имеющие способность пребывать в тождественности» и как по благодати, но не по природе, причастные к вечности Божией. Как нетленные и бессмертные, ангелы и человеческие души причастны вечности, но как имеющие начало и «существующие в становлении» – времени.

Как формулирует преп. Иоанн Дамаскин: «Ибо что безначально, то и бесконечно; а что бесконечно по благодати, то никак не безначально, как, например, ангелы».

Св. Дионисий Ареопагит пишет, что тварная вечность есть «неподвижное время или вечно длящееся мгновение» и некоторым образом сопоставима со временем. Она является своего рода посредствующим состоянием между сущим и возникающим, поистине вечным и временным.