В день Сретения Господня подготовка к посещению храма сопряжена с волнительным ожиданием встречи. Стоит сказать, что каждое событие церковного календаря не подчинено линейному закону времени, к которому мы привыкли в обыденной жизни, считаем неотъемлемым свойством нашего бытия. В Церкви мы не отмечаем что-то случившееся давно, многие века назад, мы становимся непосредственными участниками происходящего.

Эмаль. Конец XII – начало XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Эмаль. Конец XII – начало XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Благодаря цикличности календарного круга, события повторяются, но как нельзя дважды войти в одну реку, так и праздник церковный каждый год встречают по-новому. Не случается в Церкви одинаковых Рождества, Пасхи, Троицы и других праздников, несмотря на то, что служба в храме выверена и не меняется столетия подряд. Звучат те же псалмы, молитвы, читаются те же фрагменты Священного Писания, что соответствуют отмечаемому, но мы – другие, люди вокруг – другие, и слова слышатся, если слушать конечно, каждый раз по-новому. Вот и в день Сретения Господня мы проникнуты впервые и вновь волнением ветхозаветного старца, увидевшего Младенца.

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада  в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада
в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Господь – могущественный и деятельный Создатель, участник человеческой истории и истории отдельно взятого человека. И, как волос не упадет с головы нашей без Его на то воли, так и каждая буква, каждое слово Священного Писания имеет свое неслучайное место. Сретение Господне напоминает нам об этом. Святой старец Симеон счел нужным исправить казалось бы явную ошибку в книге пророка Исайи: Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7:14). Не «дева», а «жена», ясно же… Но Ангел Господень остановил его руку, и с того момента остановилось время для старика до тех самых пор, пока глазами своими не увидит, что не ошибка это… И вот, спустя многие годы, на сороковой день после Рождества Младенца Иисуса родители приносят в храм Божий, как того требовал Закон в отношении первенцев. И мы, стоящие в церкви, становимся свидетелями этой встречи – сретения Ветхого и Нового Заветов: «он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:25—32). О сем событии сообщает нам евангелист Лука.

15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне. В этот день, сороковой день по Рождестве Христовом, Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм. Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»

В Евангелии от Луки сообщается также о праведной Анне, ставшей свидетельницей и участницей этой встречи: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2:36—38).

Старец Симеон и Пророчица Анна дали нам пример, как принять Господа с чистым и открытым сердцем. По преданию, Симеону было около трехсот лет, когда он своими глазами увидел Богомладенца. Он страдал от бремени такой долгой жизни, в какой-то момент все существо его было проникнуто одним состоянием – состоянием ожидания. «Ныне отпущаеши раба Твоего», – говорит Симеон. Теперь Господь отпускает его из тленного мира, потому что главная встреча в его жизни наконец-то произошла.

Прочитаем слова святителя Феофана Затворника: «…Мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа…» Мы, стоящие в храме в день Сретения Господня, должны спросить себя – состоялась ли наша встреча с Ним, видели ли мы Христа сердцем своим хотя бы раз? Встреча эта – радостное и важное событие в жизни отдельного человека и всего человечества, знаменующая переход от ветхого к новому. В каждом из нас живет ветхозаветный человек, желающий поправить хотя бы одну букву, и вместе с тем перед каждым из нас мир горний, для которого нужно родиться заново, краешек которого мы видим, благодаря молитве, словно через замочную скважину, в игольное ушко.

В праздник Сретения Господня мы словно стоим в начале большого пути, полного важнейших открытий, как в юности (не даром 15 февраля по традиции называют Днем православной молодежи). Только от нашего решения зависит – делать ли первый шаг, принять ли из рук Богородицы Младенца Христа, возрадоваться ли долгожданной встрече…

текст: Татьяна Кравченко