… продаем свою бессмертную душу?

Эвтаназия (от греч. εὖ — хорошо + θάνᾰτος — смерть) — практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

Эвтаназия (от греч. εὖ — хорошо + θάνᾰτος — смерть) — практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

В октябре этого года власти Нидерландов выступили с инициативой разрешить эвтаназию здоровым людям. Сейчас добровольный уход из жизни в этой стране возможен только для неизлечимо больных. Но голландские чиновники решили узаконить самоубийство: чтобы расстаться с жизнью мог не только неизлечимо больной или очень старый человек, а любой желающий. О моральных, этических, теологических аспектах такого закона мы поговорили с протоиереем Евгением Сидориным, штатным священнослужителем Казанского храма г. Кемерово, сотрудником Молодежного отдела Кемеровской епархии, руководителем центра по координации Братства Православных Следопытов в Кузбассе.

— Отец Евгений, каково отношение Православной Церкви к законам об эвтаназии, которые сегодня приняты во множестве стран?

— От лица всей Церкви говорить я не буду, но своё мнение, если позволите, выскажу. Мне кажется, это всё в порядке вещей. Апостол Иоанн Богослов говорит в своем послании: «Не любите мира, не я же в мире». Потому что всё, что в мире это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». А потому подвергать остракизму, поучать голландских законотворцев о том, что не всё в порядке в Датском, в данном случае в Нидерландском, королевстве, — зачем?! Что это изменит? Люди, которые живут по принципу: «живём один раз», «берём от жизни всё», «после нас хоть потоп», «жить надо в кайф», — видят в жизни единственный смысл – получать от неё удовольствие. Значит, если такой человек это самое удовольствие получать перестал (заболели какие-то органы, в целом организм подвергся неизлечимой болезни), значит, делать на этой земле больше нечего. … А вот для христианина всё по-другому, потому что у нас другая концепция мира, мы по-другому смотрим на то, что происходит с человеком в этом мире. Священное Писание учит нас, что скорби телесные, которые посещают нас в этом мире – это, с одной стороны, следствие наших болезней духовных, то есть грехов, а с другой стороны, как попущение Божие, когда через страдания телесные душа очищается, но только если человек принимает их добровольно, с терпением, со смирением. В этом, конечно, помогают человеку таинства, помогает молитва. Это совершенно другая концепция жизни, концепция, в которой самоубийство – это грех. Это один из самых страшных грехов.

— Знаете, я бывала в хосписах, в том числе и детских. И видела такое, о чём, честно признаюсь, хотела бы забыть: когда ребёночек, которому всего годик и который просто не успел ни в чем согрешить, страдает просто ежесекундно. Диагноз при этом не оставляет никаких шансов на облегчение страданий, а укол, который приносит временное облегчение, стоит 150 тысяч рублей. В сутки таких уколов надо восемь. И денег, естественно, нет… Что, даже в таких случаях эвтаназия неприемлема?

— Я бы поостерёгся выдавать заочные, обобщающие индульгенции – этим «да», этим «нет» — это выбор каждого отдельного человека, в данном случае – мамы этого младенца, или родственников…. Почему так случилось – это другой разговор. Это проблема теодицеи, о которой рассуждали многие русские философы и писатели, тот же Достоевский, например… Как поступить? Здесь не дашь готовый рецепт: «делайте то-то»! Но есть универсальный совет: ищите прежде всего Царствия Божьего, Правды его, всё остальное приложится. Молитвы читали? А покрестили ребеночка? А священника к нему пригласили? Если бы это всё было сделано, может быть, Господь к себе бы страждущего призвал, может быть, боль бы утихла. И я не раз в своей жизни с подобными примерами сталкивался, такие примеры всем известны. На подобные дилеммы и вопросы никто, кроме Господа, ответить не может.

Голландский закон разрешает добровольно уходить из жизни и несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. А также родные больного могут попросить врача прекратить страдания своего ребенка в возрасте от 12 до 15 лет.
 
В Бельгии в 2014 году разрешили эвтаназию для всех без исключения несовершеннолетних. Таким образом, дети при согласии родителей или в случае недееспособности ребенка сами родители получили право подавать прошение об эвтаназии. Разрешение можно получить только в том случае, если ребенок, по мнению врачей, страдает неизлечимым заболеванием и испытывает физические и душевные страдания, которые никак нельзя облегчить. Если психолог после общения с ребенком подтвердит, что тот осознает последствия своего решения, эвтаназия будет проведена.

— Отец Евгений, в 1992 году Папа Римский Иоанн-Павел II произнёс речь, в которой признал Галилея блестящим физиком и выразил сожаление, что выносившие учёному приговор теологи слишком буквально придерживались текста Священного Писания. Таким образом, Ватикан признал, что земля круглая и вращается вокруг Солнца. Может так случиться, что в каком-то обозримом будущем Православная Церковь «даст добро» на то, что в самых крайних случаях, когда старый человек, например, невыносимо страдает, эвтаназию можно разрешить?

— Это абсурд и бессмыслица! То есть должно произойти? Мы скажем: «Мы веруем в Бога, но в данный момент предположим, что Бога нет, и будем действовать, исходя из этой максимы, но только в этом конкретном случае, во всех же остальных случаях мы будем верить, что Бог есть»! На чашу весов мы что кладем: на одной стороне – человеческие страдания, а на другой – жизнь вечная. В православной парадигме эти две вещи взаимосвязаны: всё, что происходит с человеком на земле, есть Промысел Божий, когда Он о каждом человеке и каждой душе печётся, что выражено в словах Евангелия, где говорится, что даже волос с вашей головы не упадет без воли Божией. Боль – это не самое страшное, что может быть в этом мире, опять же, если брать этот мир как ступень к миру иному; бойтесь не того, что тело убивает, а того, что душу убивает.

— Проблема эвтаназии в светском обществе до сих пор остаётся нерешённой, а общественное мнение расколото на две полярные позиции. В качестве аргумента «за» приводят практику трансплантации органов, которая напрямую связана с разрешением эвтаназии. Так, орган пациента, который умрёт в течение короткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. Такой подход тоже не оправдывает эвтаназию?

— Если говорить о трансплантации как таковой, тут каких-то категорических «против» нет. И ситуация, когда человек жертвует своим органом ради собственного ребенка, и вследствие этой операции умирает, она понятна, и такое действие нельзя назвать самоубийством. Или, допустим, человек прекращает принимать какие-то поддерживающие его жизнь лекарства, потому что понимает: организм перенасыщен химией, которая всё равно не помогает, и решает отправиться в деревню, на природу, и положиться полностью на волю Господа. Такое можно понять и принять.

Из материалов православного сайта аzbyka.ru:
 
Эвтаназия – термин православного богословия, обозначающий блаженную кончину христианина, очищенного от страстей и исполненного благодатью Святого Духа. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе» (Откр.14:13).
 
Все то, что мы, христиане, называем «христианской кончиной», как об этом говорится в церковной молитве, для древних греков имело наименование эвтаназии.
 
Как достаточно легко понять, это греческое слово, которое стало международным термином, является составным. Оно состоит из прилагательного ev, т.е. благо, или эпического ev, что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «танатос», что значит «смерть».
 
Антигона, в одноименной трагедии Софокла, была исполнена решимости «добре умереть» (Софокл «Антигона», ст. 97), т.е. умереть благородно, а не бесчестно, не похоронив своего брата Полиника. То же просит, перед началом единоборства, и Гектор у Ахиллеса, чтобы не иметь «плохой смерти», как буквально говорится в оригинале Гомеровой «Илиады».
 
Как говорит Th. Potthoff, в своем исследовании «Эвтаназия в древности», термин «эвтаназия» тогда ни в коем случае не обозначал преждевременного конца наполненной страданиями, отчаянием и мучениями жизни.

— Термин «эвтаназия» ввёл английский философ Френсис Бекон. В переводе с греческого это означает «хорошая смерть». Он считал долгом врача помочь страдающему человеку безболезненно и быстро уйти из жизни. И идея эта довольно долго была очень популярна в Европе (до того момента, как ее дискредитировали фашисты, убивая миллионы стариков, людей с отклонениями в развитии – самыми варварским способами). Но сегодня эта идея активно воплощается в Бельгии, Швейцарии, Люксембурге, Голландии, Мексике, нескольких штатах США. Вплоть до того, что в Швейцарии могут дать государственный грант, если у человека нет четырех тысяч евро на эту процедуру. Больному вручают стакан со смертельной дозой снотворного, которое приводит к остановке дыхания во сне. Как вам кажется, почему в Европе добровольная, активная эвтаназия набирает обороты?

— Ответ умещается в одном слове: апостасия – отход от веры, отход от христианских ценностей. А что взамен? А взамен создается новая система ценностей. Каких? Вот совсем недавно мы наблюдали всплеск народного гнева в Польше (католическая страна, между прочим) против попытки законодателей ввести запреты на аборты; мы видим узаконивание однополых браков и так далее…Это все следствие духовной деградации цивилизованного человечества. Парадоксально, что страны с самой развитой экономикой, высоким уровнем жизни(Скандинавия, Япония) лидируют по числу самоубийств. Парадокс! У нас бабулька корячится на копеешную пенсию, ездит в переполненных автобусах, копает огород, таскает на себе картошку и – живет! А тут всё есть, а жить не хочется… Потому что материальное есть, а духовного нет!

— В древности во многих обществах существовали обычаи (порой варварские) лишать жизни больных, калек и стариков: человек мог убить себя сам или попросить об этом своего родственника, либо его оставляли в одиночестве с минимальным запасом пищи. Так поступали, например, индейцы, японцы. Помните фильм «Легенда о Нарояме» Сёхея Иммамуры, где сын по древнему обычаю относит отца на гору умирать в одиночестве. В Древней Индии тяжелобольные имели право быть утопленными в Ганге, а в Киевской Руси стариков сажали в мороз на санки и спускали в глубокий овраг. Эвтаназия – своего рода скачок в развитии, прекрасная альтернатива варварству. Нет?

— Духовно-нравственный аспект этой проблемы мы озвучили: если человек исповедует себя христианином, для него это неприемлемо. Здесь нет вариантов: самоубийство всегда останется самым тяжким грехом. С другой стороны, от людей, для которых нет ничего после земной жизни, требовать принять нашу мировоззренческую позицию мы не можем. Но не забываем, что ещё Достоевский сказал: «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Каждый верующий должен понять, что такое быть христианином, что такое жить во Христе, и (пусть не пером и не на бумаге, как это сделал праведный Иоанн Кронштадский в книге «Моя жизнь во Христе») своей жизнью, своими делами, мыслями, словами эту книгу писать. И, явно, в такой книге нет места главе под названием «Самоубийство», или «Эвтаназия», или «Хорошая смерть». Хорошая смерть – это смерть в покаянии, чтобы с чистой душой уйти в вечность, чтобы продолжать уже там развивать себя, продолжать творить и любить. Там в этом нет никаких ограничений. А эвтаназия – это такое клеймо: приходит душа в вечность, а вместо открытости и чистоты предъявляет один только штамп «Профнепригоден». Человек должен помнить: «вечная жизнь вершится здесь и сейчас» и своими подобными поступками мы можем себя её лишить.

— Самое страшное, что возраст пациентов-самоубийц в Европе и Америке стартует – в среднем от 23 лет. В целом, в мире самоубийства начинаются гораздо раньше и их – огромное количество. Сейчас, если Голландия примет закон о добровольном уходе из жизни здоровым людям, в том числе и молодым, отбоя от желающих не будет. Хороший бизнес, прямо скажем. Отец Евгений, что вы посоветуете человеку, который решил свести счеты с жизнью (несчастная любовь, депрессия, отсутствие средств для покупки современных гаджетов и личного вертолета и пр…)?

— Могу посоветовать буквально на одну минуту быть логичным, просто посчитать: проблемы, которые порой заставляют принять решение о самоубийстве – почти всегда проблемы духовные (поссорился с девушкой, не можешь достичь взаимопониманиями с друзьями, коллегами и так далее), а убиваешь-то ты тело! И как же ты таким образом решишь свои духовные проблемы. Они никуда не денутся. Но всё это, конечно, при условии, что ты допускаешь, что душа есть. Нужно дать себе время на обдумывание, потому что назад дороги нет, это – билет в один конец. В итоге ты не решаешь проблем ни в этом мире, ни тем более в мире ином. Ты уходишь со всеми своими проблемами, обидами, ненавистью. И всё это – навечно! По сравнению с этим любые проблемы микроскопичны.

Этот термин никогда не уравнивался с современным его пониманием: «помощь в смерти».
 
«Эвтаназия – это ведь слово, украденное из православного богословия, в переводе с греческого оно значит «блаженная кончина». В Требнике при молитве над болящим есть прошение, в котором священник обращается к Богу с просьбой вылечить болящего или призвать его к Себе. Таким образом как бы осуществляется прошение о православной эвтаназии, но применимо к воле Божией. Это очень важная и существенная разница между той эвтаназией, которая сегодня принята как практически самоубийство, и её исконным православным содержанием. И не нужно бояться самого слова! Православная эвтаназия существует, но это нечто принципиально другое, нежели то, что сейчас называется так. Отсюда и появляется возможность говорить о православном понимании жизни и смерти, о воле Божией, о взаимосвязи Бога и человека, Кто ответственен за жизнь и смерть, в Чьих они руках».
 
(Деян. 14, 22): «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
 
Свт. Иоанн Златоуст: Для христианина имеется три степени для спасения: а) не грешить; б) согрешивши, каяться; в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

— Отец Евгений, а сейчас предлагаю резюмировать все вышесказанное.

— Друзья, будьте счастливы. И помните, что счастье человек обретает через любовь, когда ты жертвуешь собой ради другого: мать ради ребенка, жена ради мужа, друг ради друга. То есть жертвуешь временем, жертвуешь какими-то силами, амбициями, вниманием. И вот, когда ты живешь для других, вот тогда ты самореализуешься и жизнь твоя становится насыщенной. Как только ты замыкаешься сам в себе, происходит своего рода образование раковой клетки, которая работает только сама на себя и постепенно блокирует все жизненные органы.

Много соблазнов, конечно, в наш век информации: например, зашел почту посмотреть, а тут – ррраз – тебе предлагают бесплатно, безболезненно уйти из жизни. Интересно, а как это, а, может, попробовать? Друзья, ну, правда, ну что ж мы так задёшево продаем свою бессмертную душу? Фауст с Мефистофеля вон сколько взял, а мы так вот, из-за какой-то ерунды, готовы пожертвовать Царствием Небесным? Любить Бога, любить ближних, и тогда Господь даст нам и терпение, и сострадание. Давайте забудем о своих страданиях, и пока есть силы, будем сострадать другим. Глядишь, когда силы кончатся и в старости одолеют недуги, найдётся, кому сострадать и тебе.

Беседовала
Ангелика Вольф