Продолжаю публикацию своих воспоминаний, посвященных путешествию на Святую Гору Афон в составе группы священнослужителей Кемеровской епархии. На этот раз нам удастся подобраться на максимально близкое расстояние к Афону – в Уранополис, посетив некоторые святые и важные для греков места.

Утро второго дня путешествия и первого дня в Греции было тяжелым, организм негодовал. Но, благодаря поддержавшим меня спутникам, мне удалось забыть об усталости.

Да и о какой усталости вообще можно говорить, когда ты всего лишь на день оказался в Салониках? Нужно посетить святые места, ведь именно здесь хранятся святые мощи святителя Григория Паламы и великомученика Димитрия Солунского — угодников Божиих, которых знает весь православный мир.

Первой точкой нашего путешествия по греческому мегаполису стал благолепный храм великомученика Димитрия Солунского. Эта древняя базилика построена на месте терм (римских бань), где, по свидетельству Священного Предания Церкви, принял свою мученическую кончину этот угодник Божий, отказавшийся от своего знатного происхождения и карьеры (Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках и унаследовал этот пост по смерти отца) ради служения истинному Богу.

Храм вмч. Дмитрия Солунского

Храм вмч. Дмитрия Солунского

Мощи великомученика, почитаемого греками и не только, сегодня хранятся в этом храме, собирая вокруг себя паломников и молитвенников. Именно они, приходящие к святому с горячими сердцами и слезными молитвами, являются главным свидетельством чудесной помощи Димитрия всем приходящим с чистым сердцем. Да и само существование мощей является чудом. Из истории мы узнаем, что тело убитого христианина было брошено на съедение диким зверям, однако не было ими тронуто. В дальнейшем фессалонитские христиане забрали мощи и предали их земле. Обретены они были через 100 лет после смерти святого, при строительстве алтарной части существующей ныне базилики.

А это небольшая загадка. Точнее, даже большая, если смотреть на размеры!

Всегда интересно оказаться в православной стране, ведь богослужебные традиции будут существенно отличаться. Так и здесь. Выходя из храма, я увидел вот такую вешалку. Признаюсь, я сначала подумал, что это висят платки для женщин или какие-то полотенца. Но меня смутили внушительные ценники… Лишь подойдя ближе, я понял, что это такие огромные свечи!

Агора – центральная площадь древнего города, центр общественной, политической и экономической жизни Салоник

Агора – центральная площадь древнего города, центр общественной, политической и экономической жизни Салоник

Турецкая баня в греческом городе

Турецкая баня в греческом городе

Мы покинули базилику и продолжили следовать запланированному маршруту. Минуя агору (центральное место древнегреческого города, являющееся и рыночной площадью, и местом городских собраний), турецкую баню (да-да! именно турецкую! естественно, она не функционирует, а сохранена в память об освобождении Греции от турецкого владычества), храм Софии – Премудрости Божией, мы пришли к храму святителя Григория Паламы.

Храм святителя Григория Паламы

Храм святителя Григория Паламы

В достаточно молодом, по греческим меркам, храме (он строился ровно 20 лет на рубеже XIX и XX веков), украшенном яркими и благолепными росписями, хранятся мощи святителя Григория Паламы. Святой был архиепископом Салоник в XIV веке, выдающимся церковным ученым и богословом, соответствующим высокому критерию Евагрия Понтийского: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов». Именно святитель Григорий является философским обоснователем практики исихазма – непрестанной умной молитвы. Также Святитель смог сформулировать и защитить православное учение о Божественных энергиях и о возможности богопознания. Именно за эти труды Православная Церковь прославляет его не только в день памяти, но и во второе воскресенье Великого поста.

Сами мощи хранятся в правом приделе кафедрального собора. Обычно он закрыт, но его открывают по просьбам паломников.

Главные святыни миллионного города нам удалось посетить за пару часов. Подкрепив силы фраппе — греческим холодным кофе, – мы выдвинулись в сторону Святой Горы.

У могилы прп. Паисия Святогорца

У могилы прп. Паисия Святогорца

По дороге мы заехали в женский монастырь Иоанна Богослова в селении Суроти. Обитель примечательна тем, что здесь нашел свое последнее земное пристанище преподобный Паисий Святогорец, святой, живший в XX веке, практически наш современник.

К могиле старца выстроилась внушительная очередь, да и в самой обители было оживленно. Это и нисколько не удивительно – преподобный Паисий, хоть и был прославлен в лике святых не так давно, но уже успел стать одним из самых почитаемых святых для греков наряду со святителем Нектарием Эгинским и праведным Иоанном Русским.

Женский монастырь Иоанна Богослова в Суроти

Женский монастырь Иоанна Богослова в Суроти

Покинув последнее пристанище старца, мы поехали в Уранополис – небольшой город, а скорее даже деревня, откуда можно попасть на Афон на пароме или небольших корабликах-такси.

Честно говоря, после перелета, питания в самолете и приторно-сладкого фраппе я с огромным трудом перенес поездку в автобусе по горным дорогам и перевалам. Моей главной надеждой на облегчение было движение маленькой синенькой стрелочки по извилинам рельефа на экране навигатора, который в конце концов остановился у входа в одну из гостиниц Уранополиса.

Вечер был свободен. Я принял решение прислушаться к своему организму и выспаться. Это мне удалось, даже несмотря на якобы неработающий кондиционер (для его корректной работы всего-навсего нужно было закрыть форточку!).

Вечером я искупался в море и немного погулял по улицам Уранополиса. За ужином наша паломническая группа во второй раз увеличилась. Накануне в Салониках нас встретил отец Дмитрий, секретарь Кемеровской епархии, а в этот вечер к нам присоединились еще один священник и двое мирян из нашей же епархии.

текст: диакон Вячеслав ЛАНСКИЙ