Вот и лето прошло. Грянула осень. Школьники потащили в классы свои букеты. А православные двинулись в храм – праздновать новолетие, новый год по церковному календарю. Сколько всего написано про новогодние праздники! А вот про начало нового церковного года, или лета, или индикта, даже хорошо начитанные верующие люди могут сказать очень немногое.

Начнем с того, что с первым сентября новый год связал римский император, совсем не христианин, Октавиан Август. 23 августа у него был день рождения. И в течение последующей недели в римской империи было принято отчитываться по индикту, то есть по количеству собранного за определенный период налога. Так считалось удобно. Затем другой император Юлиан занялся упорядочением календаря, и новый год стал начинаться 1 сентября официально. Восточноримская Церковь переняла это летоисчисление и стала праздновать 1 сентября как начало нового церковного года. Случайно ли это? На самом деле с этим днем связано одно из важнейших событий: Господь в первый год своего общественного служения вошел в синаногу города Капернаума и прочел знаменитые слова пророка Исайи о приходе Мессии, о времени Его прихода как о лете благоприятном. Но нет пророка в своем отечестве. Господь не был услышан, и слова, сулящие надежду, не были услышаны и поняты.

Есть человек, для которого новолетие стало не просто датой церковного календаря, а темой. Практически главной ТЕМОЙ его творчества. Речь идет о нашем земляке, поэте, члене Союза писателей России, режиссере, преподавателе — Владимире Спиридоновиче Еременко. Владимир Ерёменко родился 4 октября 1948 года в городе Мариинске Кемеровской области. В 1973 году окончил Кемеровский государственный институт культуры, в котором, начиная с 1975 года и до последнего времени, работал на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников. А в 2001 году Владимир получил диплом еще и Московского Свято-Тихоновского богословского института, окончив катехизаторско-педагогический факультет вуза.

Церковный год – это не простое перечисление церковных праздников, даже самых главных, двунадесятых, во главе с Праздником праздников – Пасхой. Это даже не перечисление всех праздников Православной Церкви.

Церковный год, по большому счёту, это жизнь воцерковлённых и воцерковляющихся людей не только в сами праздники, но и в ожидании их и в переживании прошедших праздников.

Церковный год – это жизнь в восстановленной Церковной Традиции в храме, в быту, на работе. Жизнь во славу Божью, на радость людям, с заботой обо всём творении Божием. Это и есть Праздник Труда, Любви, Жизни.

Почти год как мы простились с ушедшим от нас поэтом. Но сохранилось его дело, проект выношенный им и ставший одним из самых запоминающихся событий в литературной жизни Кузбасса. Речь идет о книге «Церковный год», в ней собраны стихи кузбасских поэтов, посвященные разным событиям церковного календаря, в том числе, конечно, и новолетию. Эта книга показала, насколько внимательно отзывается поэтическое сообщество на каждое событие церковного круга. Поэты шахтерского края, оказывается, пишут не только о добыче угля, природе или о себе любимых. Темы христианства волнуют поэтическое сообщество, они обращаются к библейским событиям и образам вновь и вновь.

Владимир Спиридонович в течение многих лет преподавал в Кемеровском государственном университете культуры и искусств курс, который назывался «Православная праздничная традиция».

Так и хочется включить в текст, посвященный началу нового церковного года целые отрывки из этого курса:
«В Церкви каждый день – праздник, — писал Владимир Спиридонович. — Сама Церковь — это осуществленный Праздник среди земных будней. Праздник, призывающий жить по законам, заповедям его, превращающий быт в Бытие, преображающий жизнь временную в Жизнь Вечную. За каждым богослужением православные христиане обретают реальный, чувственный опыт Инобытия, Жизни Вечной, ибо в службах церковных Небо сходит на Землю, и человек восходит в Обители Небесные. И это происходит за каждым, даже малым, богослужением церковным. Опыт реального ощущения Жизни Вечной помогает в жизни земной, временной, руководит на пути возвращения в обители Отца своего Небесного. Православная праздничная традиция — образ жизни православного христианина, закрепленный в праздниках».

То есть празднование новолетия должно стать образом жизни, ни больше ни меньше. Православные праздники тем и отличаются, что празднует не наше бренное тело, впихивая в себя всяческие излишества, а душа. И как трепетно, почти на грани сознания отзывается она на проникновенные звуки поэтической лиры нашего земляка. Светлая память вам, Владимир Спиридонович, память о плоде трудов Ваших и предсказанного Преображения в Любви! Ну а мы с благоговением встречаем новое лето Господне.

P.S. Кстати, небольшое объявление. Начался прием работ на одноименный Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева. Конкурс проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В нем могут принять участие любые ученики общеобразовательных школ. Литературное творчество может быть и поэтическим, и в прозе. Впрочем, если вам стало интересно, можете посмотреть условия сами – http://www.letogospodne.ru

текст: Михаил ЛОГУНОВ

Размышление на начало индикта

Раскрываю календарь церковный
В Новолетье будущего года.
О его премудрости духовной
Нам благовествует вся природа.

Предки в приснопамятные лета,
Постигая смыслы Откровенья,
Овладели тайной Вруцелета,*
Осознав гармонию творенья.

Тут их имена теперь сияют,
Как в путеводителе по Небу,
Где Святые Бога прославляют,
Где никто из нас пока что не был,

Ибо нас стесняет плоти бремя,
Угнетает жизни скоротечность…
Хоть вокруг себя мы видим время,
Да внутри – живёт и дышит Вечность!

* Вруцелето (дословно — в руке лето, год) –древнерусский способ церковного времяисчисления по руке, связанного с Богослужебным кругом.

Церковный год

Церковный год. Церковный круг.
Церковное спасение.
Освободясь от пут и мук, —
В Любви Преображение!

Отвергнув низверженье в ад
И Жизни поруганье,
Идет в свой Дом, Небесный сад
Любимое создание.

И жизни всей круговорот
Находит направленье.
Церковный круг. Церковный год.
Церковное спасение.

* * *

Осенний лист. Осенний лист.
И — золотые свечи!..
— Да будет так!.. – Евангелист
Сказал в хвалебной речи.

Встречает осень лета плод,
Любовью труд венчает.
Кому чего недостаёт
– От Бога получает.

Да будет так!.. Трудись, молись.
Плодоношенья вечер.
Осенний лес. Осенний лист.
И – золотые свечи!