[lead]19 июля на подмостках Дома актера состоялся двадцать первый показ моноспектакля «Кетч со смертью», поставленного по известной новелле Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама» в переводе И.Мягковой. Инсценировка сделана кемеровским режиссером и руководителем театра «Белый остров» С. Басалаевым. Исполнитель всех ролей – молодая актриса, выпускница Кем ГУКИ, Екатерина Пургина.[/lead]

2865-2866

Со времени премьеры в феврале этого года все показы «Кетча со смертью» сопровождаются неизменным интересом публики. При этом тема постановки предельно трагическая и разрешается она в религиозно-философском ключе. Сюжет построен как диалог с Богом умирающего от лейкемии десятилетнего мальчика. На сцене, оформленной художником, руководителем иконописной мастерской Кемеровской епархии, М. Прошкиным, очень точно отобраны предметы-символы, воссоздающие пространство детской больничной палаты и одновременно с этим – борцовского ринга.

Уже больше десяти лет инсценировки этой новеллы идут по всему миру. На фоне огромного числа и живых, и кукольных спектаклей, нужна была сильная уверенность режиссера С. Басалаева в том, что он может предложить свою, вполне оригинальную интерпретацию текста Э.-Э. Шмитта.

Уже больше десяти лет инсценировки этой новеллы идут по всему миру, и, как правило, в каждой из них участвует не меньше десятка актеров. Есть и экранизация, предпринятая самим Э.-Э. Шмиттом. Этот писатель хорошо известен в России, особенно любим в Петербурге. Его книги сразу переводятся, многие инсценируются, имеют успех. Осенью прошлого года в городе на Неве был устроен театральный фестиваль имени Э.- Э. Шмитта с участием самого писателя. По-видимому, он подкупает публику трепетным вниманием к возможностям человеческого самопознания. Именно человеческого знания о себе как о существе, способном к богообщению. Одной из самых ранних и знаменитых в России стала постановка «Оскара и Розовой дамы» (2004 год) в петербургском театре им. Ленсовета; режиссер В. Пази, а все роли исполняет Алиса Фрейндлих.

На фоне огромного числа и живых, и кукольных спектаклей, нужна была сильная уверенность режиссера С.Басалаева в том, что он может предложить свою, вполне оригинальную интерпретацию текста Э.-Э. Шмитта. И это действительно удалось.

2865-2867

Маленькая сцена Дома актера очень подходит для претворения детского, еще полуигрушечного пространства. Оно легко обозримо, но и вместительно для фантазий. Предметов довольно много, но нет лишних, все они хорошо приспособлены для роли. И многие из них исписаны Оскаром – это его письма Богу. Они спонтанны, их диктуют очень острые переживания каждого из двенадцати оставшихся дней, прожитых как столетие. Мгновенно перевоплощаясь во всех персонажей, Е.Пургина напитывает их своим дыханием, нервами, умом. При этом все герои очень убедительны, несмотря на гротескность некоторых деталей. Оскар совсем не идеализирован, по всем повадкам он – маленький хулиган. И первые его слова на сцене – это признание в том, что он когда-то устроил пожар. По этой причине мальчика и влечет к бывшей кетчиске, борцу на ринге, родственной душе, даме очень резкой в словах и поступках, но способной полюбить больного ребенка. В своей трактовке роли актриса акцентирует нежность, созревание материнских чувств в розовой сиделке. Другие персонажи – это дети, которые свои больничные страдания легко переводят в комизм, изгоняя со сцены мотив несчастья. Но при этом каждый зритель не может не задаться давним вопросом Карамазова о «слезе ребенка». Почему так коротка жизнь невинных? И ответ формируется в самой ткани театрального действа, но вовсе не в плоскости вины и воздаяния. Полнота жизни не в количестве отпущенных лет, а в том, как и чем люди их насыщают.

Во время стихийного обсуждения спектакля зрители задавали самые разные вопросы, обращенные и к режиссеру, и к актрисе. Один из основных — почему театр все чаще обращается к религиозной тематике? По мнению С.Басалаева, религиозное содержание многих современных спектаклей не только в России, но и в прибалтийских, украинских, белорусских театрах обусловлено внутренней потребностью зрителей. Нужны ответы на вечные вопросы, которые может дать театр.

Следующие показы «Кетча со смертью» состоятся только в октябре.

текст: Л. В. Оленич