[lead]29 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа.[/lead]

Спас Нерукотворный. г. Генуя, Армения

Спас Нерукотворный. г. Генуя, Армения

Правитель города Эдессы царь Авгарь заболел проказой. Услышав о Христе, творящем чудеса и исцеляющем болезни, он послал своего живописца Ананию, чтобы тот написал портрет Божественного учителя, веря, что одно лишь Его изображение поможет ему исцелиться. Анания не мог подойти ко Христу из-за обилия народа, окружавшего Его. Тогда живописец попытался изобразить Христа с высоты, расположившись на большом камне, но это ему всё равно никак не удавалось. Тогда Спаситель Сам подозвал его, назвав по имени. Попросил принести воду и убрус (льняное полотно), умыл лицо и приложил убрус, на котором тотчас запечатлелся Его Божественный лик. Христос передал образ Анании и сказал, что позже пришлёт к Авгарю своего ученика. Образ был доставлен к страждущему правителю, и тот получил исцеление от болезни. Последние же следы страшного недуга исчезли после того, как по обетованию Спасителя к правителю пришёл апостол Фаддей, который и крестил его со всем домом и жителями Эдессы. Нерукотворный Образ вместе со словами «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится» по приказу царя был помещён над вратами города Эдессы. В 944 году Нерукотворный Образ был торжественно перенесён в Константинополь. Это событие и отмечается Церковью как празднование в честь Нерукотворного Образа 16 (29) августа.

Анчисхатский Образ Спасителя. Грузия

Анчисхатский Образ Спасителя. Грузия

Дальнейшая судьба иконы не известна. Есть несколько преданий. Так, по одной версии, Нерукотворный Образ был утрачен при кораблекрушении, когда крестоносцы пытались вывезти его из захваченного Константинополя в 1204 г., по другой — Нерукотворный Образ был привезён в Геную.

По грузинской версии, которая подтверждается тбилисским историком XII в. Евсевием, из Константинополя Нерукотворный образ был перенесен в Грузию.

Так, по пути из Эдессы художник Анания и апостол Фаддей остановились у гончара, где ради безопасности поместили образ между камнями в печи. В полночь с неба появился яркий свет и на камне в тот же момент отобразился лик Спасителя. Данный образ взял в свой город правитель Иераполя. Образ, отображенный на полотне, был отдан царю Авгарю. После исцеления от иконы царь и вся его семья крестились по христианскому обычаю, а полотно иконы было прикреплено к доске и вывешено над главными воротами города для всеобщего поклонения.

Преемник царя Авгаря не был христианином и начал гонения на иконы, поэтому Нерукотворный Образ был спрятан христианами в стенах города, где он хранился 4 века. При нападении персов одному епископу было видение Божией Матери, Которая указала, где находится Нерукотворный Образ Спасителя. Верующие крестным ходом дошли до стен, где хранился образ, разрушили стены и обрели искомое. Стоит отметить, что на глиняных дощечках, в которых хранился образ в стене, так же, как и когда-то на камне печи, отобразился лик Спасителя. После молебна перед святым образом персы покинули город. Образ на дощечке был взят несторианским монахом, со временем икона пропала.

В 944 г. греки из Эдессы перенесли образ Спасителя в Константинополь в храм св.Софии.

В период борьбы с иконоборцами икону тайно перенесли в Анчийский храм, который располагался в Чуротском ущелье. Во времена многочисленных нападений персов образ Спасителя благочестивые христиане переносили в безопасные места. В итоге образ был принесен в Тбилиси в патриарший храм, ныне Анчисхатская церковь. В XX в. Анчисхатский образ Спасителя, как и другие ценные иконы, был изъят государственной властью и помещен в Тбилисском государственном музее.

Исходя из всего вышесказанного, возникает несколько предположений по местонахождению Нерукотворного Образа:
Образ утонул вместе с кораблем крестоносцев в 1204 г.;
Образ был перенесен в Грузию, о чем свидетельствует греческий текст «Истории» Евсевия (XII в.);
Образ был перенесен в Армению.

Такая вариативность версий наводит на мысль, что в истории образа после Константинополя сыграла роль политическая конъюнктура, что привело к такой скрытой борьбе за право обладания этой великой святыней.

А что было на самом деле, это только одному Богу известно…

текст:
иерей Константин АНИКИН