Кирилл и грамота
Перевод: «Есть град между небом и землей. К нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписанную»
Грамота 10. Новгород, {1360–1380} . Раскоп Неревский, усадьба «А — Б». Условная дата: 1360–1380, cтратиграфическая дата: 40-е – нач. 80-х гг. XIV в. , внестратиграфическая дата: 60-е – 90-е гг. [предпочт. не позднее 70-х] XIV в. Категория: литературные и фольклорные тексты. Содержание: Загадка о Ноевом ковчеге.
Житие Кирилла и Мефодия вполне укладывалось бы в «официальную» версию истории, если бы не странный факт, вот уже много столетий(!) «дискредитирующий» её.
Вот что говорит Димитрий Ростовский в житии о занятиях Константина в Херсоне, во время хазарской миссии: «Нашел он Евангелие и Псалтирь, писанные русскими письменами, нашел и человека, говорящего русской беседой, речью, беседовал с ним, воспринял от него силу русской речи и применил к своей, т. е. греческой или славянской (ибо знал обе) речи письмена русской, гласные и согласные, трудясь над этим с молитвою к Богу в сердце своем, скоро стал читать и объяснять и русское Евангелие, так что многие удивлялись этому и хвалили Бога». Это загадочное место жития служило и доселе служит предметом многих споров в науке.
Официальные историки утверждают, что ранее 9-го века внятной истории русского народа, да и вообще славянских племен, не существует. Образы предков славян ужасны по своей скудности быта и интересов.
И мы, церковники, согласны с такой позицией. Вопреки Димитрию Ростовскому. Который фактически сообщает нам о том, как Константин, будущий равноапостольный Кирилл, научился читать русские тексты, в том числе священные, до того, как «создал» алфавит для моравских славян. Так кто кого просветил?
Есть масса свидетельств, указывающих на то, что грамотность на Руси возникла отнюдь не церковным способом.
Так вот, наши предки к 11-му веку были практически поголовно грамотными. Письма, сохранившиеся в виде берестяных грамот, курсировали между самыми отдалёнными, «глухими» деревнями, в большинство которых зачастую нога церковного «грамотея» не ступала вплоть до 17 – 18-го века. А доля нецерковных писем в самом начале 11-го века составляет 95 процентов от всех сохранившихся!
Академик РАН А.А. Зализняк в своей лекции «Новгородская Русь по берестяным грамотам» свидетельствует, что, в частности, «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в. по степени женской грамотности – в пользу Новгорода».
В Новгороде и в Старой Руссе найдена 31 грамота 11-го века. Наиболее ранняя дата – 1025 год. Из текста их видно, что большинство берестяных грамот имеют хозяйственное содержание. «Сукна мои за тобой: красное, очень хорошее – 7 аршин». А в другой говорится: «От Жировита к Стояну. С тех пор, как ты взял у меня взаймы и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пошли же добром». Население Новгорода переписывалось не только с адресатами, находящимися внутри города. Деревенские жители из самых отдалённых деревень также писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.
Написание текстов на берестяных грамотах для жителей Новгорода являлось делом обычным, по крайней мере, начиная с 1025 года. Церковные тексты, напротив, встречаются изредка.
Выдающийся лингвист и исследователь новгородских грамот академик, лауреат Государственной премии РФ А.А. Зализняк утверждает, что «эта древняя система письма была очень распространенной… Эта письменность была распространена по всей Руси». Уже в самом начале 11-го века весь русский народ свободно писал и читал – «прочтение берестяных грамот опровергло существовавшее мнение о том, что в Древней Руси грамотными были лишь знатные люди и духовенство. Среди авторов и адресатов писем немало представителей низших слоев населения, в найденных текстах есть свидетельства практики обучения письму – азбук, прописей, числовых таблиц, «проб пера»». Писали шестилетние дети (!) – «есть одна грамота, где, вроде бы, некоторый год обозначен. Писал его шестилетний мальчик». «Сейчас мы совершенно точно знаем, что значительная часть женщин и читать, и писать умела».
Феномен грамотности жителей Руси таким образом почти не связан с церковностью. Да и «просветителями славян» Кирилла и Мефодия стали вдруг считать только с 1863 года.
Для желающих почитать, чем жили и о чем писали друг другу наши предки, простые крестьяне и ремесленники, торговые и служилые люди, есть замечательный сайт «gramoty.ru»
текст: Данила МОРОЗ