Вклад Православной Церкви

[lead]Взаимоотношения Церкви и Советской власти – сложный вопрос. Смогла бы власть – гонительница Церкви, власть, переплюнувшая в своих жестокостях любого из Римских тиранов, преследовавших христиан, обойтись в той войне без помощи Церкви?
У истории, как известно, не бывает сослагательного наклонения. И все-таки. Как же так получилось, что те, кто наполнял лагеря священниками, монахами и епископами, вдруг чуть ли не напрямую обратился за помощью к Церкви. Все помнят легенду о том, что в самое трудное время, когда немцы рвались к Москве, был совершен облет столицы с иконой Казанской (по другим версиям Тихвинской) Божьей Матери на борту. К сожалению, в исторических документах этот факт подтверждения не находит, однако кто может сомневаться в том, что тысячи православных в те дни коленопреклоненно молились о спасении ушедших на войну.[/lead]

2542-2543

Скажете: «Да просто власть испугалась и бросилась искать любой помощи!» Перефразируя известное высказывание У.Черчиля, у политики нет постоянных врагов и союзников, есть только постоянные интересы. В определенный момент казалось, что Церковь неминуемо будет уничтожена: на всю Россию осталось действующих три или четыре епископа, большинство церквей закрыто или разрушено, семинарии закрыты или находятся на грани передачи в ведомство наркомпроса.

После заключения пакта Молотова–Риббентропа начинается Вторая Мировая война… по пакту СССР отходят земли западной Украины и Белоруссии, до этого находившиеся под властью Польши. А надо сказать, что в Польше активно закрывали православные храмы, пытаясь заменить их либо на католические, либо на униатские. В противовес таких мер со стороны польского правительства, советская власть хотела выглядеть привлекательно для новых граждан и, наоборот, способствовала восстановлению православных приходов на приобретенных территориях. Такое же восстановление приходов, православных семинарий и школ для звонарей происходило и в Прибалтике. Однако на остальной территории отношение к Православию ничуть не изменилось. Только вот Союз воинствующих безбожников и его председателя Емельяна Ярославского немного попридержали – «сейчас пока не время». А время и впрямь было не самое удобное для дальнейшего раскола страны. Одним запугиванием поднять экономику было явно не под силу. Рабский труд, он, знаете ли, не самый производительный.

И именно поэтому в 1939 году на заседании Политбюро ЦК под председательством самого Сталина было принято решение:

«1. Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей Русской Православной Церкви, преследование верующих.

2. Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией» и все соответствующие инструкции ВЧК – ОГПУ – НКВД, касающиеся преследования служителей Русской Православной Церкви и православноверующих, — отменить.

3. НКВД СССР провести ревизию осуждённых граждан, связанных с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на несвязанное с лишением свободы осуждённым по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти».

Сталин, как бывший семинарист, понимал, что без веры победить нельзя. А во что должен верить светский народ?

Грянуло памятное 22 июня 1941, и вся страна постепенно осознала, какая на нее надвинулась беда, какое навалилось горе.

И Сталин, обращаясь по радио к советскому народу, говорит не «товарищи», а «братья и сестры». Считается, что «на войне не бывает атеистов». И если раньше солдат даже за одно упоминание Бога мог быть отдан под суд, то теперь все, кто побывал под огнем вражеской артиллерии или под бомбежкой, от последнего рядового до генерала, не могли не обратиться к Господу с молитвой о спасении. И потому на передовой никто уже не прятал крестик.

К великому стыду, некоторые церковные иерархи не избежали влияния политики. Те, кто встал на противоборство с безбожной властью, вольно или невольно оказались по другую сторону окопов. Русская Православная Церковь осудила изменников в своем постановлении от 8 сентября 1943 года:

«… всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана».

2542-2544

Большинство священников на оккупированных территориях не поддались соблазну и не только не шли на сотрудничество с врагом, но и, наоборот, помогали партизанам, прятали и спасали раненых солдат и евреев. Смотрите противоречивый, но пронзительный по своей простоте и правде фильм «Поп».

Церковь собирала средства на вооружение Красной армии, заботилась о вдовах и сиротах. Даже в самые трудные и страшные минуты всегда была рядом со своей паствой. А если насчет раненых, то святитель Лука Войно-Ясенецкий, единственный из епископов, который во время войны не просто спасал души своей паствы, но еще и тела раненых бойцов, ведя обширную врачебную практику. Он, несмотря на свой сан, был назначен главным врачом всех госпиталей Красноярского края. Его научные работы по гнойной хирургии открыли новые возможности как в полевых, так и в госпитальных условиях лечения. Его труд был высоко оценен правительственными наградами.

Всего в период войны и послевоенные годы (до 1953 г.) были вновь открыты 22000 приходов, Духовная академия, семинарии. И, самое главное, было возобновлено Патриаршество в РПЦ. Но главное достижение Церкви в это время – наша общая Победа, выстраданная и вымоленная Победа.

Церковь собирала средства на вооружение Красной армии, заботилась о вдовах и сиротах. В самые трудные и страшные минуты всегда была рядом со своей паствой. Так, святитель Лука Войно-Ясенецкий, будучи епископом, во время войны не просто спасал души своей паствы, но еще и тела раненых бойцов, ведя обширную врачебную практику.
Но главное достижение Церкви в это время – наша общая Победа, выстраданная и вымоленная Победа.

текст: Михаил ЛОГУНОВ