… (четьи-минеи)

«Поэт в России больше, чем поэт»
Е.Евтушенко

Как часто мы заморачиваемся, чего бы почитать? Тем более, что и интернет нам теперь в помощь. И чтение бывает, ох какое разное! А приходилось ли вам, дорогой читатель, читать всяческие жития? Нет? Жаль. Очень примечательные бывают истории. Стоп! Жития – книги, описывающие реальную жизнь реально когда-то живших людей. То есть, говоря языком литературоведения, — биографии. Так что же в них может быть интересного? В них по определению не должно быть ничего выдуманного, приукрашенного. Не так ли? Давайте откроем наугад любую, первую попавшуюся — 12/25 ноября.

Произведений этого рода пять:

«Великие Четьи Минеи» были составлены в XVI веке архиепископом Новгородским Макарием, впоследствии всероссийским митрополитом; минеи эти представляли свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера; известны в 4 списках;

Минеи четии Чудовские (названы по имени Чудова монастыря в московском Кремле, где они были созданы);

Минеи иеромонаха Германа Тулупова, находятся в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры;

Минеи священника Иоанна Милютина;

Минеи святителя Димитрия Ростовского, составленные отчасти по труду Макария, отчасти по «Acta Sanctorum» болландистов. Эти Минеи наиболее распространены. Издаются в разном виде: как 12 месячных томов или как 24 полумесячных полутома; как четыре (по числу времен года) огромного формата трёхмесячные книги.

К примеру, житие блаженного Иоанна Власатого: Блаженный Иоанн жил в городе Ростове во дни царя Ивана Васильевича Грозного. Откуда он был родом, неизвестно. В Ростове он жил в образе юродивого Христа-ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил для отдыха к одной благочестивой вдове и к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру. …Блаженный Иоанн Ростовский всегда носил с собою и читал пергаменную книгу — Псалтирь на латинском языке. Неизвестно, когда и где он изучил сей язык. Кончина блаженного Иоанна последовала 3 сентября 1580 года. Тело его, заботами упомянутой благочестивой вдовы и духовного отца его священника Петра, погребено было подле церкви святого Власия за алтарем. Погребение сопровождалось знамениями: поднялась сильная буря, засверкали молнии и загремел гром.

А потом весьма подробно о чудесах и исцелениях от его мощей, которые последовали после его кончины.

Всё как-то странно выглядит. На биографию, мягко говоря, не тянет. Нет бытовых подробностей жизни. Есть, поверьте на слово, шаблонные детали биографии, часто выраженные одними и теми же словами («родился от благочестивых родителей», «рано посвятил свою жизнь Богу», «удалился в пустынь», «с миром почил» и т.п.). Но вот когда мы касаемся главного – подвига, вот тут как раз и начинается… Если описываются страдания мучеников, то подробности, детали, всё описано так, что современные кровавые ужастики нервно курят в сторонке.

Тела святых мучеников рвут железными крючьями, их кладут на раскалённую решетку, окунают в известь, кидают на растерзание диким зверям, и всё это они стойко терпят и часто по воле Божией их это даже не берёт.

И ещё интересно узнать, кто это житие написал? Откуда узнал, откуда у него такая информация? И, оказывается, что традиция записывать эти поучительные истории берёт свое начало практически с истоков существования христианства. Многое оно заимствует у классической античной литературы. Вспомните творения Светония, жизнеописания Цезарей. Эти тексты в древности родились из надгробной речи, произносимой в похвалу усопшему. Где-то уже к VIII веку в византийской традиции установились определенные правила для описания жития святого, можно сказать, жанр сформировался.

Четьи-минеи или Минеи четии — то же, что и четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых Православной Церкви, причём повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» (греч. μηνιαίος «месячный, одномесячный, длящийся месяц»).

И началось его триумфальное шествие по всему христианскому миру. Помимо Псалтири и Евангелия, эта книга станет любимым чтением и в каменных палатах правителей, и в убогих избах крестьян.

С приходом христианства на Русь, помимо своих собственных святых (Борис и Глеб), сформировалось и отношение к житиям как особого рода исторической литературе. Собственно говоря, в Древней Руси светская история изучалась именно по житиям.

Летописцы с легкостью включали жития в ткань своего летописного повествования, как церковные, так и княжеские писцы – писатели, оттачивали на них свой художественный слог. И не мудрено, что на сломе эпох, в конце XVIII в., появился человек, посредством музы которого этот жанр стал одним из отличительных признаков и возвысил русскую литературу в глазах других народов. Речь идет о святителе Димитрии Ростовском. Этот митрополит эпохи Петра I, прославил свое перо составление 12 томного (по числу месяцев) энциклопедического труда «Четьи-Минеи» Или ежемесячное чтение. Эта книга стала его главным жизненным служением, можно сказать его подвигом. Безусловно, владыка Димитрий вёл благочестивую жизнь, но при этом он умел быть на самых передовых позициях эпохи. В своих посланиях святитель старался действовать не только на ум, но и на сердце тех, кому писал; он увещевал и молил, обличал и угрожал; за послушание призывал благословение Божие, за непокорность возвещал суд Божий и свой архипастырский.

Он писал послания к священнослужителям, полемические выступления и даже пьесы. Надо сказать, что первый русский театр ярославского купца Федора Волкова получил известность и был сделан придворным во времена матушки императрицы Елизаветы Петровны именно благодаря пьесе Святителя Димитрия «Покаяние грешного человека».

Четьи-Минеи были чуть ли не единственной книгой, которая в том или ином виде имела повсеместное распространение. Сам великий Пушкин использовал в некоторых своих произведениях приемы и строй, почерпнутые именно в ней. Следом за ним к агеографической манере изложения обращались и Гоголь и Толстой.

Святейший Синод причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года по свидетельствовании нетленности его святых мощей и бывших при них чудес. Но не маловажно ведь и то, что он признан Церковью в первую очередь как писатель и поэт. И святость его и в том, что будучи настоящим поэтом, как сказал позже классик, «чувства добрые он лирой пробуждал».

Его святые: русские и византийские, мученики и юродивые, князья и простолюдины выглядят вполне узнаваемо. Они ходят и говорят, переживают и совершают поступки в полном соответствии со своим социальным статусом, и в то же время в них всё время чувствуется некий единый стержень, отличающий их от других людей, – их вера в Бога. Именно так – Вера с большой буквы.

Современного молодого человек трудно заставить читать что-нибудь, кроме переписки в социальных сетях. Однако, есть предложение. Попробуйте поступать так, как делали наши предки. Многие из них взяли для себя за благочестивое правило прочитывать каждый день по одной истории из жития святых. Тем более, что нет дня, не посвящённого одному из них. Пересилить себя, погрузиться в этот мир. Да, возможно, поначалу ухо будут резать некоторые старомодные обороты, вызывать затруднения непривычно звучащие в склонениях знакомые слова, однако поверьте, литература не менее увлекательная, чем детективы или фантастика.

К примеру, жил был жестокий мытарь (Петр Африканский), уверовал, стал настолько убог, что сам продался в рабство, а когда пришли возвращать ему его положение, совершил чудо – исцелил привратника, убежал из дома, и никто его больше никогда не видел. Во закручено-то! Попробуйте почитать, не пожалеете.

Текст:
Михаил ЛОГУНОВ