как это было и зачем?

glagol_2016_08_0042

В этом году исполнилось 1028 лет с того момента, как святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, принеся на нашу землю спасительную православную веру. Кто-то скажет: «Как давно это было! Уже никто, наверное, об этом и не помнит, а если и помнят, то только какие-нибудь историки или ученые. Молодежи уже явно не до этого». Нет, помнят. И не только историки и ученые. Есть среди них и дети, и молодые, и люди преклонного возраста. Помнят все, кто живут в России, Украине и Белоруссии – государствах, территории которых образовывали собой Святую Русь. Об этом эпохальном событии людям рассказывают не только в храмах, куда они приходят принимать Святое Крещение, но и в детсадах, школах, вузах и даже на улицах, где ежегодно во всех этих странах проводится масса мероприятий, организованных Церковью совместно со светской властью.

Начнем с истории. Князь Владимир крестил Русь в 988 году. Мы не можем даже представить себе, насколько трудным этот шаг был для государя, ведь Русь тогда была языческая, идолопоклонническая, со своими устоями и нравами, которые шли в разрез с христианским мышлением. Каждый из своего личного опыта знает, как сложно противиться устоявшимся традициям и обычаям, даже если это дурные обычаи. Они превращаются в образ жизни, поменять который порой означает совершить поступок мужественный, поступок, несомненно сопровождаемый отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира. Для многих отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, раскрепощая человеческие инстинкты, она сопровождалась как бурными застольями, так и кровавыми жертвоприношениями. Тогда язычество формировало национальный облик нашего народа, его культуру. Однако великий князь делает решительный шаг в другую сторону. Он отказывается от животноподобного образа жизни своего народа и ставит его на путь духовного совершенствования и нравственности, на который указало ему Святое Православие. Эту веру он принял из Византии, которая во многом благодаря религиозному мышлению стала одной из ведущих империй того периода.

Известно, что в то время были люди, которые говорили, что князь Владимир делает неправильный выбор из всех имеющихся предложений. В «Повести временных лет» говорится о том, что приезжали к государю и мусульмане, и католики, и евреи, рассказывая ему о своей вере. Однако князю больше всего понравились речи греческого философа о Православии. Окончательно он утвердился в своем решении после того, когда его послы побывали на богослужении в одном из греческих храмов, где мыслями и чувствами «вознеслись на небо». И все же многие из народа не одобрили выбора государя, потому что душой оставались язычниками. Им было трудно порвать со свободой языческих нравов и принять новые обязательства пред Богом, которые требовали духовного подвига, самоограничения, — то есть того, что было противно языческому образу жизни. Но, несмотря на эти трудности, совершилось историческое деяние: вместе с Крещением Русь сделала свой цивилизационный выбор и на протяжении веков сохраняла верность этому выбору.

С принятием Христа князь и сам кардинально изменился. Выйдя из крещенской купели в Херсонесе (сегодня это место в Крыму), из жестокого и кровавого правителя, который в одночасье мог многих оставить вдовами и сиротами, он сделался милостивым, любящим государем. Он распустил гарем, освободил невольников, венчался браком с царевной Анной, принадлежавшей Константинопольскому императорскому двору. Он настолько изменился внутренне, что пораженный народ, который трепетал от страха при виде своего правителя, стал называть его Красным Солнышком. Не мог народ так назвать своего правителя из чувства страха – так можно назвать только из чувства любви. А любят люди не тех, кто внушает страх, а тех, от кого любовь исходит, ведь страх разделяет, а любовь соединяет. И князь Владимир, опираясь на великую силу христианского послания миру, применив к себе нравственные нормы Евангелия, преобразовал не только себя, но и Древнюю Русь, ставшую единым мощным государством, народ, который вдохновлялся словом Божиим.

Осознавая значимость Дня Крещения Руси для народов России, Украины и Белоруссии, современные правители этих стран своими указами придали празднику статус государственного. Отмечается он ежегодно 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира. В нашем Отечестве этот день стал праздничным с 2010 года. Неслучайно в День Крещения Руси по всему постсоветскому пространству прокатывается волна колокольного звона, охватывающая все православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана и Казахстана. Звон начинается ровно в полдень по местному времени и продолжается 15 минут. Эта акция проводится уже пятый год подряд по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Для Кузбасса Крещение Руси – сродни второй Пасхе. И дело не только в том, что в этот день престольный праздник отмечает нижняя церковь главного православного храма области – Знаменского кафедрального собора. Просто люди не могут иначе. Не могут достойно не почтить память того человека, волей и трудами которого каждому из нас была дарована надежда на жизнь после смерти, а Россия смогла открыть новую, светлую страницу в своей истории. Именно поэтому ежегодно 28 июля Знаменский собор буквально переполняется людьми. Так было и в этот раз. После праздничной Божественной литургии, совершенной собором кемеровского духовенства, священнослужители вместе с прихожанами направились крестным ходом к скульптуре святого князя Владимира, установленной на территории собора. Здесь они совершили молебное пение крестителю Руси, а затем сфотографировались на фоне скульптуры.

Из числа других значимых событий того праздничного дня можно отметить открытие при Главном управлении МВД России по Кемеровской области часовни святого великомученика Георгия Победоносца для постоянного посещения верующих, массовые купания кузбассовцев в надкладезной часовне святого князя Владимира в поселке Барзас или, к примеру, встречу священника с молодежью в поселке Новый городок, во время которой ребята узнали о том, какие духовные, исторические и культурные последствия Крещение Руси имело для всех нас.

Задумаемся, а часто ли мы рассказываем своим детям о Православии, о главном посыле, который оно дает каждому из нас? И вообще сами мы знаем что-либо из того, что необходимо знать каждому русскому человеку о его вере? Если да, то почему тогда в стране нашей столько разводов, почему множество детей остаются сиротами при живых родителях, почему младшие не почитают старших? Вопрос за вопросом. Может, уже стоит, наконец, прекратить обманывать самих себя и взглянуть правде в глаза, сказав: «Прости, Господи. Грешен. Не живу тем, что ты заповедал мне, живу для себя и своих страстей»? Может, это признание и послужит началом духовного возрождения каждого из нас, а через это и всего нашего государства, которому так нужны сегодня праведники, наподобие тех, что наполняли ее многие века после князя Владимира.

В юношестве каждый из нас особо не задается вопросом, почему Россия православная, почему я крещеный, почему мои предки ходили в храм и водили туда своих детей? Но с возрастом эти вопросы начинают возникать. Возникают потому, что самим приходится отвечать на них, отвечать как своему ребенку, так и самому себе. Отсюда рождается преемственность поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему родной страны. Как сказал однажды известный российский филолог Дмитрий Лихачев, «ощущать себя наследником прошлого – значит осознавать свою ответственность перед будущим». В этой связи так хочется, чтобы эту ответственность осознал каждый из нас и воспитал своих детей в тех традициях, которые создавали величие нашему государству, сделали его Святой Русью.

Выражение «Крещение Руси» (точнее, «крещение земли Русской») есть в Повести временных лет: В год 6582 (1074). … Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской. Оригинальный текст (ст.-слав.)
Кроме того, Повесть временных лет под 6496 годом от сотворения мира (988 год примерно) имеет следующий текст (молитва князя Владимира): Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей – Русскую землю и просветил её крещением святым. Оригинальный текст (ст.-слав.)
В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В. Н. Татищевым («крещение славян и Руси») и Н. М. Карамзиным («крещение России»). Наряду с ним в литературе также использовались или используются иные термины (обозначения): «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира» и др.

текст: Евгений Рейтер