Как мы воспринимаем чудо

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в Троицком соборе Подольска 25 октября 2013 г.

Чудеса сопровождают нашу жизнь. Чудо есть такое явление или событие, которое необъяснимо с точки зрения знаний и опыта людей. На чудо реагируют по-разному. Есть люди, которые отказываются понимать чудесные явления, которые говорят: «Я не могу давать оценки тому, что произошло, но только знаю, что происшедшее не соответствует ни опыту жизни рода человеческого, ни знаниям, которые человечество накопило». Так нередко говорят врачи, которые ставят больному смертельный диагноз, особенно хирурги, которые, вскрыв человека и увидев страшное разрушение организма, чаще всего порождаемое злокачественными опухолями, зашивают больного и отправляют его умирать домой; а потом, узнав, что человек этот живет, говорят: «Не знаем, что это».

Наука доказала, что чуда нет?

Один выдающийся наш современник, русский хирург, рассказал мне такую историю. Нельзя сказать, чтобы он был очень верующим человеком. Однажды женщина, которую он оперировал и в которой он увидел совершенно не способную к исцелению человеческую плоть, через три года снова оказалась у него на операционном столе по совсем другой причине. Вновь вскрыв эту больную, он с удивлением и даже с ужасом обнаружил, что нет и следа той страшной разлагающей силы, злокачественной опухоли, — весь организм, пораженный метастазами, на этот раз оказался чистым. И тогда врач сказал: «Я не знаю, что это такое. Это превышает мои знания и мою способность понимать».

Но есть и другие люди, которые, соприкасаясь с чудом, говорят: «Этого не может быть». — «Почему?» — «Потому что этого не может быть никогда и ни при каких условиях!» Люди, которые отвергают чудо, отталкиваются исключительно от той суммы знаний, которую накопило человечество, и от опыта, который они имеют, полагая, что нынешняя сумма знаний и их нынешний опыт покрывают все многообразие Божьего мира. Так, конечно, могут говорить только люди высокомерные, надменные, которые абсолютизируют знания человечества на современном этапе, думая, что этих знаний вполне достаточно, чтобы описать всё и вся, и больше ничего не нужно. Мы знаем эти слова, вызывающие улыбку у разумных людей: «Наука доказала, наука решила». Проходит какое-то время, и оказывается, что наука опровергла то, что еще недавно считалось аксиомой.

Есть и еще одно восприятие чуда, когда человек, понимая разумом, что не способен объяснить то или иное явление, воспринимает это как руку Божию, как вмешательство Господа в нашу жизнь и в нашу историю. Вмешательство, которое как бы приостанавливает законы физического бытия и нарушает логику исторических событий, как то было в случае с исцелением от холеры жителей Подольска, как то было с сохранением этого храма от закрытия и уничтожения, как то случилось с возрождением нашей Церкви.

Вот тогда возникает вопрос: почему же одни недоумевают, другие отрицают, а третьи принимают чудо Божие? Замечательные слова мы находим у Ефрема Сирина, который говорит: «Человеческое тело умирает, если не вкушает хлеба; человеческая же душа не может жить, не приобщаясь Божественной мудрости». А святой Василий Великий, говоря об этой мудрости, разъясняет: «Под мудростью разумею созерцание Сущего», то есть созерцание Бога. Это есть величайшая мудрость, превыше всякого естественного человеческого знания. Это та мудрость, которая вводит человека в соприкосновение с Сущим, с Богом, с Творцом вселенной, с Творцом законов, в силе и в воле Которого приостановить действие этих законов и изменить логику исторических событий.

Вновь вскрыв эту больную, хирург с удивлением и даже ужасом обнаружил, что нет и следа той страшной разлагающей силы, злокачественной опухоли

А что же означает созерцание Сущего? Это означает, что каждому человеку дана возможность видеть Бога — не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других — слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см. 1 Кор. 13:12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к общению с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает…

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси