О великом богатстве, которое предлагается каждому

Жизнь человеческая мала, кратковременные радости трудного бытия — паутинная ткань, наружный блеск жизни — сон. Но как блажен покой праведных; упокоение на небесах бесконечно. Подлинно, это — дары бессмертного Щедролюбца! Ибо Чья сущность неизменяема, у Того и дары нескончаемы. Поэтому здешняя борьба праведных временна, а победа и тамошние награды вечны.

В жизни, как в училище боевого искусства, трудимся мы, борясь со скорбями; и нашей природе много противников. Удовольствия отнимают твердость, роскошь изменяет мужество, уныние расслабляет силы, клевета наносит оскорбления, лесть прикрывает собою злые замыслы, страх действует так, что падаем в отчаяние; и такими–то треволнениях непрестанно обуревается наша природа.

Утешение больному

ГОРЕСТИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Человек посеян в утробе матери; но этому сеянию предшествовала скорбь. Семя брошено в почву плоти; если только размыслим об этом, то устыдимся начала рождения. Брошенное семя изменилось в кровь, кровь отвердела в плоть, плоть со временем приняла на себя образ; образовавшееся непонятным для ума способом одушевилось; одушевленное воспиталось естественными средствами; стесненный зародыш скачет, негодует на это заключение в плоти, но едва наступило время рождения, распались затворы чревоношения, отверзлись двери плоти, утроба матери отпустила удерживаемый ею до сих пор плод; выскользнул в жизнь этот борец скорби, вдохнули в себя воздух эти уста создания; и что ж после этого? Первый от него звук — плачет. Стал взрослым отроком и отдан в науку учителям. Приобретает добрую о себе славу, просвещен всеми родами познаний, исполнен опытности в законоведении, со временем достигает мужеского возраста, посвящает себя военной службе. Начало еще больших скорбей! Боится начальников, подозревает злонамеренных, привыкает к корысти, везде ее ищет, сходит с ума, домогаясь прибыли. Потом, после всего этого, после многих трудов и угождений, удостоен он почестей, возведен на высоту чинов, управляет народами, повелевает войсками, величается, как первый сановник в государстве. Собрал груды богатства; но с трудами текло вместе и время, с чинами пришла и старость, и прежде, нежели насладился богатством, отходит похищенный из жизни и в самой пристани терпит кораблекрушение. Ибо вслед за суетными надеждами идет смерть, посмеивающаяся над смертными.

Такова жизнь человеческая — непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, утекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень, собрание вод, колеблемое волнами. И хотя буря страшна, плавание опасно; однако же мы, пловцы, спим беспечно. Страшно и свирепо море жизни, суетны надежды, увлекающие подобно бурям.

ВЕЛИКИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ
Поэтому весьма кстати взывает блаженный Павел: великое приобретение — быть благочестивым (1 Тим. 6, 6), — богатство небесное, сокровище тайн, море премудрости, знание истины, поклонение несозданной Троице.

Великое приобретение — быть благочестивым и довольным: потому что всего богаче довольство, жизнь без излишеств, упокоение беззаботное, богатство не вовлекающее в сети, нужда, дающая послабление, тяжесть без скорби, содержание небедное, наслаждение непостыдное. Приучающие себя к довольству избегают волнений богатства: ибо богатый всего боится, — боится дней как удобных ворам, боится ночей как мучений от забот, боится утреннего времени, как прихода к нему льстецов, боится не только времени, но и места. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Оно не заключается вместе с настоящей жизнью, говорит апостол. Это — приобретение бессмертное; с растратою богатства оно не утрачивается.

Такова жизнь человеческая — непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение

Мы ничего не принесли в мир, но ничего не можем и вынести из него. Неужели, Павел, ничего не выносим мы из принадлежащего к жизни? — Ничего, разве одни добродетели, если упражнялись в них. Выносим целомудрие, если цвели им. Выносим милостыню, если обогащались ею. Это — помощники души, веревки для уловления жизни. Богатство остается здесь, золото расхищается, деньги делятся, поместья продаются, слава забывается, владычество прекращается, страх угасает. С театром жизни разрушается и убранство. Итак, что же? Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8). Избегаю излишнего как бесполезного и ищу необходимого как не подлежащего осуждению. Богач предстает там нагим. Если имеет добродетели, и там он богат. А если обнажен от них, то — вечный нищий.

О ПОДАТЕЛЕ СИХ БОГАТСТВ
Троих исцелил Господь от одного и того же, — двух мужей и одну жену, — Лазаря, сына вдовицы и дочь Иаира. И для чего? Хотел показать, что Он — Владыка Закона и Благодати; поэтому в других соблюдает подобный образ; как и там поставил трех правителей народу — Моисея, Аарона и Мариам — Моисея в лице Закона, Аарона в лице пророков, и Мариам в виде Церкви, которую ослепила нечистота идолов и излечило человеколюбие Воплотившегося.

Поэтому Церковь, как Мариам, освободившись от мысленного фараона — диавола и от владычества демонов и видя, что ветхий человек, подобно Египту, потоплен в море купели, взяв тимпан благодарения и приведя в согласие с древом креста, ударяет в струны добродетели и восклицает: пою Господу, ибо Он высоко превознесся (Исх. 15, 1). Сошел с неба и не отлучился от Отца; родился в вертепе и не сошел с престола; возлег в яслях и не оставил Отчих недр; родился, воплотившись от Девы, и, как Бог, был без отца; сошел вниз и не отлучился от высшего; взошел и не сделал прибавления в Троице; в образе раба явился и не утратил равноправия с Отцом, но есть Слово, и Образ, и Сияние; — Слово, ибо никогда не был отделен от ума; Образ, не из воска вылитый круг, но печать разнообразная; Сияние, ибо свет вечен, как и солнце; Образ, потому что видевший Сына видел Отца (Ин. 14, 9). Ему слава и держава с единородным Его Сыном и животворящим Его Духом, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

• Святитель Василий Великий

разворот подготовил
иерей Владимир КРИЦАК