[lead]«Тангейзер» – изначально классическая опера Вагнера, немецкого композитора 19 века. Режиссер Кулябин же переносит действие в реальное время. Тангейзер из рыцаря превращается в кинорежиссера Генриха Тангейзера, который снимает фильм о неизвестном периоде молодого Иисуса Христа, который попадает в грот языческой богини Венеры, где предается плотским утехам. На сцене появляется плакат — постер фильма, якобы снятого на сцене, изображающий Иисуса между огромных женских ног. По сценарию, после выхода фильма на режиссера обрушивается негодующая общественность, которая отвергает его и предает изгнанию.[/lead]

2499-2500

Премьера «Тангейзера» состоялась 20 декабря 2014 года. После своей премьеры опера получила высокие оценки критиков и самые лестные отзывы. Опера вошла в список самых значимых театральных премьер газеты «Коммерсант» и получила одобрительную оценку «Российской газеты». Премьеру оперы осветили по Новосибирскому филиалу канала «России 24», где ведущий очень гостеприимно принимал директора Новосибирского театра оперы и балета, где и поставили «Тангейзера» Бориса Мездрича. Премьера «Тангейзера» стала событием не только для Новосибирска, но и для всей страны.

Процесс по делу «Тангейзера» начался с того, что глава Новосибирской митрополии Тихон обратился в новосибирскую прокуратуру с обвинением режиссера постановки и директора театра в «умышленном оскорблении чувств верующих». Главным предметом возмущения стал образ Христа, использованный в постановке и на плакате, – между ног Венеры.

Вот, что говорит один из форумчан, где обсуждалась эта проблема: «К сожалению, в театральной среде появилось значительная прослойка театральных деятелей, у которых отсутствие таланта или даже элементарных творческих способностей заменяется эпатажем, откровенным глумлением над традиционными нравственными нормами, выдавая последнее за новаторство, свободу творчества и самовыражения. Это было сотворено и с постановкой «Тангейзер».

Действительно, в настоящее время проблема современного искусства стоит достаточно остро. Все помнят нашумевший скандал с панк-группой «Pussy Riot», который облетел все возможные СМИ. Еще одним ярким случаем было размещение карикатуры на пророка Мухаммеда во французском журнале «Charlie Hebdo», из-за которого развязалась настоящая война, были убиты люди. Так что же это? Наше неправильное понимание современного искусства или действительно деградация моральных ценностей? Ведь находятся и те, кто защищает такой вид искусства. Так стоит ли верующим и вообще любым людям выступать против такого искусства? Стоит ли защищать свои ценности? Свои мнения и предложения по теме присылайте на электронную почту glagol.doc@mail.ru.

P.S. Директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич уволен со своей должности после скандала с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер», а вот режиссер Тимофей Кулябин поехал в Москву для постановки данного спектакля на сцене Большого театра.

текст: иерей Константин АНИКИН