Грешить — зло; но еще тягчайшее зло — отпираться после совершения греха. Это в особенности и есть оружие дьявола. Так было и с первозданными людьми. Тогда как Адаму следовало признаться в грехе, он слагает вину на жену, а она потом на дьявола.

Запомните одно правило: обижающих много, а обижаемого нет ни одного

Запомните одно правило: обижающих много, а обижаемого нет ни одного

Тогда как следовало бы говорить: совершил беззаконие, другие не только не признаются, но еще составляют оправдание. Ведь дьявол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога… и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи. А если станешь отыскивать пустые предлоги и освобождать душу от страха, то усилишь в ней расположение снова предаваться тем же грехам и много прогневаешь Бога. Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Человекоубийца может сослаться на свою раздражительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это — предлоги неосновательные, не представляющие никакой уважительной причины. Не от них происходят грехи, но от воли согрешающих.

Как относиться к обидам и страданиям от ближних?
Запомните одно правило. Обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такою загадкою не смутить вас, я сейчас же разрешу ее. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Точно так же мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаживаем грехи наши, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы. Лазарь достиг покоя потому, что в настоящей жизни претерпевал бесчисленные бедствия. Итак, те, которые кажутся обиженными, не обижены на самом деле, если только все несчастья переносят с мужеством; напротив, еще более приобретают, получая удары от самого Бога, или от дьявола.

Какие слезы требует Бог?
Как после проливного дождя воздух делается чистым, так и после пролития слез настает тишина и ясность, а мрак греховный исчезает. Как сперва очистились мы водою и духом, так после очищаемся слезами и покаянием, если только делаем это не по лицемерию и тщеславию. Плачущие притворно заслуживают даже более осуждения, нежели те, которые прикрашиваются румянами и притираньями. Бог требует слез, проливаемых не на показ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и в безмолвии, слез из глубины сердца, от внутренней скорби и печали, проливаемых единственно для Бога.

Если грех развлекаться, то зачем построены театры, цирки и прочие зрелищные заведения?

Это дьявол изобрел такое искусство, чтобы привлекать к себе воинов Христовых, и ослаблять силы их духа. На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворов, этою язвою поражает целый город.

Чего Павел велел бегать – я, понимаю, пустословие и шутки, — то дьявол убеждает любить. Когда представляющие смешное в театре скажут что-либо богохульное и стыдное, тогда многие, будучи еще безумнее их, смеются, забавляются этим…

Поистине, не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который поощряешь это делать…

Хорошо, скажете вы, – что же нам, сделаться монахами? Сожалею, что вы скромность и целомудрие почитаете обязанностью одних монахов, тогда как Христос постановил общие для всех законы, кроме брака. А Павел повелевает и брачным во всем уподобляться монахам: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так-что имеющие жен, должны быть как не имеющие» (1 Кор. VII, 29).

Пребывай дома с детьми и женою; только не бесчесть жены, не соблазняй детей, и не вноси заразы с зрелищ в дом твой!

Впрочем, если слово мое огорчит вас, то я много вам за то благодарен. Никогда не переставайте рыдать об этом и терзаться; такая скорбь будет для вас началом исправления.