Как проникновенно мы делимся друг с другом подробностями наших «искушений»! «Ужас! Ужас!». И мы, вдохновленные, летим совершать поступки, спасающие нас от гибельного пламени. Только из страха мы не совершаем желаемое, а совершив, из страха же бежим на исповедь. Страх – вот движущая сила нашей веры. Ад – вот ориентир, по которому мы откладываем азимут.

А если бы его не было? Ада, Геенны, жгучего неугасаемого пламени. Что мы тогда бы обдумывали? Нам нечего было бы бояться, и что?.. Текли бы слезы по щекам кающихся грешников? Трепетала бы душа как на краю бездны, источающей ужасные признаки вечных мучений? Вот представьте – за грех ничего не полагается!.. Нет воздаяния. Нет гибели, и?.. Растерялись? Но Бог-то остался! Правда, раньше Его можно было представить в стороне, противоположной Аду. А теперь Он где?.. Иди куда хочешь – Бог везде?

На самом деле, согласно Пасхальным текстам, ситуация именно такова. Ад побежден и «жало» мучений и самой смерти уничтожено! Нечего теперь бояться! Иоанн Златоуст радостно призывает к трапезе Господней и постившихся, и не постившихся, и праведников-подвижников, и тех, кто, возможно, зашел случайно. Не из страха, а из любопытства. Причем он, этот случайный «захожанин», симпатичнее выглядит, потому что лицо его не искажено думами о вечных мучениях. Он пришел за радостью.

И хорошо бы, если бы он встретил не только нас. Потому что мы почти ничего не сможем ему рассказать о Боге. Зато путь в Ад опишем подробнейшим образом.