…на фоне которого я буду хорошим?

Гостем Сибирского молодежного форума «Сретенские встречи», который прошел в Кемерове, стал доцент Московской православной духовной академии протоиерей Павел Великанов. В личной беседе с руководителем информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии диаконом Вячеславом Ланским отец Павел поделился своими размышлениями о Православии и современной молодежи, а также, о том, чем вредна для душевного здоровья уверенность в собственной непогрешимости.

— Отец Павел, Вы впервые приехали в Кузбасс, чтобы принять участие в Сибирском молодежном форуме «Сретенские встречи», поделитесь своими впечатлениями и размышлениями о том, насколько Православие сегодня может быть услышано молодыми людьми?

— Мне показалось, что, с одной стороны, молодежь очень заинтересована, а с другой стороны – очень зажата: они не совсем понимают, что такое Церковь, с какой стороны к ней подступиться и зачем она, вообще, нужна молодому человеку. Но это — здорово! Почему? Потому что гораздо хуже, когда перед тобой сидит аудитория с потухшими глазами, которая в Церкви все знает, которой уже десять раз все рассказали, ее уже ничто не цепляет и просто вынуждена сидеть, потому что ее туда притащили. Поэтому я думаю, что у вас, в Кузбассе есть большое поле деятельности, а свою роль я вижу в том, чтобы правильно поставить вопросы, на которые молодые люди, быть может, будут долго искать ответы в себе.

В том, наверное, и заключается красота Христианства, что в нём готовых рецептов. У замечательного психолога Виктора Франкла, который прошел ужас нацистских лагерей, в книге «Человек в поисках смысла» высказана мысль, что смысл жизни не может быть транслирован другому человеку (мы не можем взять, к примеру, мой «смысл жизни» и каким-то образом всадить его в ваше сознание).

Нашим молодым я хотел бы сказать, что не надо бояться этих кризисов: кризиса маловерия, кризиса сомнения, кризиса, даже, неверия. Нужно быть способным честно встать перед этим кризисом и начинать разбираться: а что мне не нравится в Церкви? почему мне не хочется ходить в Церковь? а что, конкретно, Церковь мне может дать? для чего мне нужен Христос?

Смысл может быть найден только самим человеком. А найден будет тогда, когда будет пережита проблема, когда будет кризис, и необходимо приложить усилия, чтобы выйти из этого кризиса. И этот выход может быть двояким: это будет либо переход в еще худший кризис, либо какой-то рывок, прорывающий, условно, небеса и открывающий человеку совершенно иной горизонт.

Вы знаете, сегодня, слава Богу, выросло такое поколение молодых людей, которые не зашорены, как, например, мое поколение. Мы выросли в очень жесткой советской парадигме, в которую, конечно, никто не верил, но, при этом, все умели профессионально загружать необходимую операционную систему. Если ты в школе или на собрании — у тебя работает одна операционная система; как только дверь закрывается — загружается другая; когда вы остаетесь с узким кругом друзей на кухне — третья.

Нынешняя молодежь, как мне кажется, все же более наивная, она не была испугана тоталитарным режимом, а потому, более свободна внутренне, и в то же время гораздо более цельная, чем молодежь прошедших десятилетий. Мне кажется, Церкви, при всех наших усилиях в сфере миссионерства, очень важно не дать молодым утратить эту внутреннюю целостность. Пусть они так же будут честны перед собой, и им нужно помочь в этом вырасти, привив им некий глубинный антидот к пошлости, поверхностности, формальному отношению к базовым вопросам, которые для Церкви являются самыми важными: вопрос ценности человеческой личности, вопрос отношений между человеком и Богом, вопросы межличностных отношений. То есть, все то, вокруг чего, чаще всего, и происходят сломы жизненных путей. Все то, что нам хочется закамуфлировать, закрыть, как будто никаких проблем нет и у нас всё хорошо.

Если вы будете ходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться, вычитывать утреннее и вечернее правила, соблюдать однодневные и многодневные посты и потому у вас все будет замечательно – это неправда. Не будет все замечательно! Почему? Да потому что Господь Бог это не какая-то формула, которую можно написать на доске, положить себе в сознание и после этого у тебя все настроится на нужную волну. Все может и расстроиться. Но в этом расстройстве человек может обрести то, что другим образом он не найдет! Человек может найти Бога – источник всякого блага, который помогает каждому из нас найти содержание нашей жизни, прорваться через обыденность и суету.

Мне кажется, что для современной молодежи это очень важно. К сожалению, средства массовой информации, скорость коммуникаций и высокотехнологичных гаджетов, — они существенно понижают качество погружения в тему. Скажите, кто сегодня может какой-то вопрос носить в голове на протяжении нескольких недель, когда есть Гугл и Яндекс? В течение нескольких секунд этот вопрос решается, а мы ставим на нём «галочку», и у нас этого вопроса больше нет. А представить себе, что человек может жить с каким-то вопросом неделями или месяцами, идти в библиотеку, рыться в литературе, пытаться что-то понять сегодня уже просто невозможно! Слушайте, ну, это уже удел какой-то элиты, или полных «ботаников», которым это безумно нравится, либо просто каких-то очень специфических людей. А ведь раньше это было массово, это было нормально! Поэтому очень хотелось бы, чтобы наша молодежь не попала на этот лёд поверхностности и скорости решения вопросов, чтобы вкус к настоящему у них сохранялся.

Если вы будете ходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться, вычитывать утреннее и вечернее правила, соблюдать однодневные и многодневные посты и потому у вас все будет замечательно – это неправда. Не будет все замечательно! Почему? Да потому что Господь Бог это не какая-то формула, которую можно написать на доске, положить себе в сознание и после этого у тебя все настроится на нужную волну.

Ведь смысл не в том, чтобы человек стал частью Церкви как определенной выстроенной системы, смысл в том, чтобы человек обрел Христа. Если у него будут выстраиваться нормальные отношения с Богом, то он не сможет не переступить порог храма.

— Вы сказали, что аудитория, перед которой Вы выступали на Чтениях, несмотря на свою неоднородность, сидела в зале с горящими глазами. Так, Вам задавали довольно острые вопросы из зала, те, что сегодня в светском обществе активно муссируются. Другой вопрос в том, что некоторые пришли на это мероприятие, по разнарядке, чтобы, грубо говоря, получить «зачет» по какому-то предмету, или чтобы исполнить какую-то работу в своем ВУЗе. Полезны ли подобные встречи для таких людей?

— Я вспоминаю слова апостола Павла, который говорит, что благовествовать надо всегда: и вовремя, и не вовремя! Почему? Потому что нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. Нередко бывает, что люди, которые, приходят на те, или иные мероприятия, мягко говоря, не совсем по своей воле, как вы сказали, по разнарядке, внезапно слышат что-то новое, принципиально иное для себя, нежели они ожидали. Но с другой стороны, конечно, все Христианство выстраивается на огромном уважении к человеческой свободе, и путь каждого человека к Богу уникален. Мы не можем по разнарядке, гарантировано привести к Господу Богу тот или иной курс института или школы. Мы можем всего лишь засвидетельствовать перед ними всеми – что такое Христианство и что оно может дать непосредственно тебе. И здесь, конечно, очень важно, чтобы мы не сваливались в формализм и обрядоверие, градус которого у нас, всё-таки, достаточно высокий.

Ведь смысл не в том, чтобы человек стал частью Церкви как определенной выстроенной системы, смысл в том, чтобы человек обрел Христа. Если у него будут выстраиваться нормальные отношения с Богом, то он не сможет не переступить порог храма. И это будет совершенно другая мотивация, нежели, чем он просто придет в храм и будет мучительно соображать: «Ну, хорошо, ладно, в храм я пришел, а теперь-то что? Надо свечки какие-то кому-то ставить? Кому-то молиться надо: зачем молиться, как молиться?».

То есть, я совершенно спокойно отношусь к тому факту, что не всем нравится, когда им кто-то рассказывает о Церкви. Это нормально, так было всегда. Если бы мы ориентировались, исключительно, на аудиторию, которая благорасположена к нам, это лишало бы нас очень многих возможностей, которые появляются именно в контражуре. Когда мы сталкиваемся с противоположной позицией, это всегда приятно, всегда полезно, потому что опереться можно только на то, что сопротивляется.

— Не можем не спросить Вас о том, что Вы, отец Павел, уже упомянули в разговоре. Вопрос о человеке, который постится, вычитывает утреннее и вечернее молитвенные правила, достаточно регулярно исповедуется, причащается и, у которого, в связи с этим, может возникнуть ощущение: «Ну, я же классный!».

— Да, отче. Мы с вами беседуем в дни, когда неделя начиналась с Евангельского чтения о блудном сыне. Это одна из очень интересных евангельских притч. Много сказано и о блудном сыне, о младшем брате, но в притче не менее важной фигурой является и старший брат. Когда задумываешься над тем, почему его так зацепило (казалось бы, надо радоваться тому, что считавшийся погибшим брат вернулся живой и здоровый), то начинаешь понимать, что вся жизнь этого праведника строилась на противопоставлении себя плохому младшему брату. И когда вдруг этот контраст исчезает (А где тот плохой, на фоне которого я буду хорошим?), то проявляется настоящая сущность человека.

Знаете, иногда смотришь на наших церковных людей и с ужасом замечаешь, что они недалеко ушли от этого «праведника». Им обязательно нужен кто-то «плохой», нецерковный, неверующий, распущенный, дурной, неправильно себя ведущий, на фоне которого они чувствуют, что у них все хорошо. А стоит чуть-чуть поскрести, выясняется, что это две стороны одной и той же медали.

Недавно я был очевидцем одной очень забавной ситуации: одна из наших прихожанок (женщина, которая не вполне «в себе», человек с тяжелой судьбой, которая все время просит заклеить ей рот скотчем, чтобы никого не обидеть, вот прямо так приходит и просит: «Батюшка, заклей мне рот скотчем, чтобы я лишнего чего не сказала!») шла этим летом по пешеходному переходу неподалеку от Лавры, а впереди шли два человека в шортах. Она окликает их: «Молодые люди, я к вам обращаюсь!». Они оборачиваются, спрашивают, мол, что случилось. Она отвечает: «Уж, не в храм ли вы собрались нагишом идти?!». У них – шок: идут никого не трогают, а тут вдруг какая-то бабка с нотациями. Но, повернувшись, молча пошли дальше. А прихожанка наша им вслед: «Я знаю, вот Если вы будете ходить в храм, молиться, исповедоваться, причащаться, вычитывать утреннее и вечернее правила, соблюдать однодневные и многодневные посты и потому у вас все будет замечательно – это неправда. Не будет все замечательно! Почему? Да потому что Господь Бог это не какая-то формула, которую можно написать на доске, положить себе в сознание и после этого у тебя все настроится на нужную волну. Ведь смысл не в том, чтобы человек стал частью Церкви как определенной выстроенной системы, смысл в том, чтобы человек обрел Христа. Если у него будут выстраиваться нормальные отношения с Богом, то он не сможет не переступить порог храма. Вы сейчас пойдёте в храм, а вас оттуда выгонят, и правильно сделают. Потом будете ходить, всем рассказывать, какие в Церкви все злобные, всякие гадости про нас станете говорить!».

Спрашивается, ну, кто тебя за язык тянул. А все потому, что внутри этого человека есть желание самоутвердиться за счет кого-то. Я думаю, это одна из наших больших проблем. Вместо того чтобы смотреть на людей добрым, милующим взглядом и учиться проникать в ту потаённую глубину, где есть образ Божий, какое-то отражение Бога, мы предпочитаем, наоборот, фокусироваться на худшем. Не на том лучшем, как это делал Спаситель, а на худшем в человеке, чтобы, таким образом, как бы утвердить свою собственную праведность.

— Что бы Вы могли пожелать православным кузбассовцам?

— Я хотел бы пожелать молодым людям не стесняться быть искренними и понять самих себя. Мы можем находиться в разных условиях, но все, в итоге, будем решать одни и те же вопросы: кто я? и где я? Почаще задавать себе эти вопросы, и когда ответ на них НЕ очевиден, не расслабляться, не опускать руки, а начинать копать. И копать глубже-глубже-глубже, до тех пор, пока не докопаются до такой очевидности, на которую, как на скалу можно опереться, и на этом камне строить свою жизнь! Окончание беседы с протоиереем Павлом Великановым будет опубликовано в следующей статье.