• Святитель Иоанн Златоуст

Если бы ты захотел похитить царство земное – ты был бы наказан; а Царства Небесного если не похитишь, то будешь наказан.

Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты — путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник.

Не говорите: у меня такой–то город, а у меня такой–то. Ни у кого нет города; город — горе; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа.

А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти.

Настоящая жизнь есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю на-деждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там.

Ты — путник и странник: или — лучше — ты меньше и путника. Как это? Сейчас объясню. Путник знает, когда он входит в гостиницу и когда выходит, потому что он властен и выйти и войти; а я, входя в гостиницу, т. е. в настоящую жизнь, не знаю, когда выйду.

Зачем похищаешь там, где зависть? Похищай там, где венец. Похищай не землю, а небо: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11:12). Зачем похищаешь у бедного, который жалуется? Похищай у Христа, который хвалит. Видишь ли безумие и неистовство? Ты похищаешь у бедного, который имеет немногое? Христос говорит: «у Меня похищай, и Я буду благодарить тебя за похищение; царство Мое похищай и бери силою».

Где житейское, там зависть; а где духовное, там любовь. Об этом размышляй каждый день, чтобы, опять увидеть после двух дней кого–нибудь несущимся на колеснице, одетым в шелковую одежду, надмевающимся, ты не смутился и не встревожился.

Не удаляйся от Церкви; потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда — Церковь, твое спасение — Церковь, твое убежище — Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет. Поэтому Писание, выражая твердость её и непоколебимость, называет ее горою; за её непорочность называет ее девою; за великолепие называет царицей; за родство с Богом называет дщерью; за многочадие называет её бывшею бесплодною, рождающую семерых: множество названий, чтобы представить её благородство!