даждь нам днесь…

Отношение Церкви к еде не всегда было однозначным. Разумеется, это уходит корнями в Священное Писание. В ветхозаветные времена, до потопа, люди употребляли в пищу только растения. Да-да, именно так, то есть все люди были веганами (людьми, которые едят только растения). И только после потопа стало возможно есть мясо, исключая мясо «нечистых» животных (свинья, верблюд, заяц и др.). Современные христиане могут есть любое мясо, так как запрет на «нечистых» животных был снят с людей в видении апостолу Петру (Деяния Святых Апостолов, Глава 10, стихи 9-20).

Спустя какое-то время пришли к мнению, что излишние мысли о еде приводят к чревоугодию, которое приводит человека к другим грехам. Одним из таких случаев стала история братьев Исава и Иакова: Исав продал право первородства (старшинства как брата) из голода всего лишь за чечевичную похлёбку, за что и был проклят на скитания. С другой стороны, излишнее поствование приводит к тщеславию. Следовательно, еда – это всегда зона риска для любого христианина. Золотая середина в словах преподобного Иоанна Лествичника: «Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться».

О том, как пища легко меняет знак с «плюса» на «минус», известно еще со времен Каина и Авеля. Все мы помним, чем там закончилось дело: Каин убил Авеля из зависти, ведь Господь принял лишь дары животноводства Авеля, а плоды земледелия, принесённые Каином в жертву, отверг. Хотя замысел у обоих братьев был благой. Список проблем, связанных с пищей, на этом не заканчивается. Преподобный Иоанн Лествичник утверждает, что избыток пищи ведёт к чревоугодию, то есть материальное побеждает духовное, а излишнее постничество приводит к тщеславию и гордыне. Как привести эту немаловажную часть жизни человека к гармонии?

Как показывает история братьев Каина и Авеля, пищу можно приносить в дар Господу, а это — дело благое. В православной практике существуют несколько способов освящения и благословения вкушаемой пищи. Есть несколько праздников, на которые приносят различные яства для освещения. Самый главный из них — Пасха Господня. В этот день в церковь многие несут целые корзины еды, чтобы освятить приносимое и забыть о храме ещё на год. Люди воцерковленные, думающие о жизни духовной, знают и о других подобных днях: о Спасах (Медовый Спас — 14 августа, Яблочный Спас — 19 августа и Ореховый Спас 29 августа). Своими корнями эти православные праздники уходят в языческие традиции славян, однако в нашей Церкви они приобрели новое значение для духовной жизни. Приносить первые плоды и овощи и освящать их – значит благодарить Бога за урожай, это есть своеобразная жертва.

Вторым способом благодарения Бога за пищу является молитва «На благословение пищи и пития мирянам», которая звучит: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь». (И перекрестить пищу и питие). Таким образом, каждый боговерный христианин может благословить пищу на вкушение без помощи священника. Стоить отметить также, что благословение пищи – это не насыщение её витаминами и избавление от холестерина и других вредных для здоровья веществ, а скорее духовное её преображение.

Такими простыми и нехитрыми способами можно превратить суетный процесс поглощения пищи в воздание благодарности ко Господу.

В разговоре о еде не нужно забывать, что в давние времена не было ни супермаркетов, ни торговых центров, и, чтобы прокормить большую семью, наши предки заводили огороды, на которых выращивали овощи, ягоды, фрукты, собирали в лесах грибы, и этим питались. В наше время огородничество и собирательство не редкость, но уже не так масштабно распространено, как в былые времена. Ещё остались отважные герои, которые встают с граблями в руках на битву с сорняками и другими садово-огородными опасностями. В их числе наша героиня, мать семерых детей, супруга священника Иоанна Штефан.

— Матушка, огород для вашей семьи – необходимость или развлечение?

— Когда у нас была большая семья, огород был большой. Как-то пришлось даже к 15-ти соткам дополнительно брать ещё 20-ть, чтобы была картошка в огромном количестве. Сейчас уже не нужно: у детей свои семьи; естественно, у них свои огороды. Ну а мы, раз Господь дал во владение землю, ею и владеем. Только сейчас много отдано цветам.

— Признаюсь по секрету, что я лично к садово-огородным работам отношусь очень прохладно. Неужели это может доставлять удовольствие или на самом деле стать спасением от голода?

— У меня крестьянские корни. С раннего детства была в деревне. Первый огород, на котором я что-то делала, это огород бабушки в деревне, а потом уже дачный участок, на котором всё выращивала мама. В 90-е годы, когда я была еще не замужем, эти 3 сотки кормили сразу несколько семей. У родителей это было поставлено на такой уровень, что это было средство для существования: ты можешь себе позволить только то, что на огороде вырастил. Потом, когда замуж вышла, бабушка подарила нам огород 15 соток. Все, что мы делали на нем, было в удовольствие: пойти огурцы съесть с грядки, клубнику. Для нас это было небольшое напряжение, скорее отдых. А вот когда появились дети, самая ходовая кастрюля у нас была 7-ми литровая, 1 раз сварить покушать. Помню, мои приемные дети научили меня делать картофельные чипсы прямо на печке, потому что в доме не было даже подсолнечного масла. Забыть это невозможно, до сих пор с детьми те времена вспоминаем.

— И все-таки добывать хлеб насущный на земле для вас тяжелый труд или что-то другое?

— Огород – это философия (улыбается). На нём главное не пахать, а просто работать. Пахать – это когда не любишь землю. Сейчас выхожу в огород, вижу сорняки и говорю: «Это как грехи, сколько ни вырывай, всё равно взойдут». Раньше переживала из-за ограничений: все сажают, а по церковному календарю в этот день работать нельзя, праздник, допустим. какой-то или ты загружен на работе. С опытом приходило то, что если Господь даёт всем, то он даст и мне, и будет всего с избытком. Чего-то не будет значит, в этот год не нужно.

— Матушка, на Спасы существует множество народных примет. И некоторые люди очень серьезно к ним относятся. Например, считается, что на Первый спас прощаются все «бабьи грехи», а до Яблочного Спаса категорически нельзя есть яблоки нового урожая. И совсем смешная примета — нельзя прогонять севшую на вас муху, а лучше дождаться, когда она улетит и снова вернется. Тогда – точно ждёт удача. Что бы вы таким людям сказали?

— Хочу заметить, что одна из перечисленных вами примет есть в Минеях на 19 августа: по монастырскому уставу не полагалось вкушать новый урожай до наступления Яблочного Спаса. Таким образом в насельниках воспитывали твердость духа. Ну, а что касается остального, да, я тоже часто сталкиваюсь с таким отношением к приметам. На самом деле от примет мало что зависит. Люди себя ими ограждают, как будто в Ветхом, а не в Новом Завете живут. Это боязнь взять самостоятельную ответственность за собственную жизнь. Человек призван быть творцом своей жизни и относиться к ней творчески, а не закрывать себя в клетку примет и верований.

— В августе прошел Успенский пост. Я знаю людей, которые пост воспринимают только как воздержание от пищи, наверное, поэтому и к разговению относятся как к празднику живота. В вашей семье по-другому?

– Мы стараемся и заговляться и разговляться не в одиночестве. Это обычно и прихожане, и друзья, семья другого батюшки, кто-то из родственников. Мы стараемся, чтобы эти дни были праздничными и торжественными. На Рождество и Пасху собирается вся семья, а семья – это ещё и приход. Для нас это торжество, которым хочется с кем-то поделиться. Главное в празднике – не еда, а то, что все мы вместе.

Любимые рецепты от матушки Иоанны Штефан:

Салат «Пикантный»

1 кг красных помидоров
Стручок острого перца
Пучок петрушки
Всё перекрутить в мясорубке.
Добавить 200 г сахара, 30г соли, 350г растительного масла.
Поставить на печь. Довести до кипения и добавить 3кг кабачков, нарезанных кубиками, 1кг сладкого перца, нарезанного соломкой.
Прокипятить 30 мин.
Добавить 100 г молотого чеснока и 10 г уксуса. Перемешать, снять с огня и горячим разложить в банки.

«Огурцы в томате»

2кг помидоров на мясорубке или томатную пасту.
2 головки чеснока, 200г растительного масла, 200г сахара, 2 ст. ложки соли, 1 ст. ложку уксусной эссенции.
Вскипятить, добавить 5кг крупно порезанных огурцов, варить 7 минут.
Разложить по банкам.

текст: Дмитрий Реттих