«Всё удивительно связано – духовное и материальное, молитва и наша повседневная жизнь, слово Божие с его возвышенными заповедями и реальные радости и трагедии».

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское, г. Москвы

Сегодня читалось удивительное Евангельское повествование о том, как милосердный самарянин помог тому, на кого напали разбойники (Лк. 10:25-37). Рассказав эту историю, Господь спрашивает: «Кто же для этого несчастного был ближним?» Его соплеменники-иудеи, среди которых были священник и левит, то есть служители храма, или иноплеменник из самарян, с которыми евреи даже не общались в быту? А ведь тот самый самарянин и помог несчастному, почему и отвечают Господу, здравым смыслом оценив ситуацию: «Конечно, ближним был тот, кто сотворил ему милость».

Ради чужого человека тяжело чем-то жертвовать, а вот ради ближнего пожертвовать уже можно. Но ближний познается не по родословной, не по записям в паспорте, а по опыту жизни. Когда мы делаем друг другу добро, мы становимся ближними, а ради ближнего можно сделать очень многое. Что же означает, когда люди, не являясь родственниками и даже знакомыми, начинают делать друг другу добро? Это означает, что общество становится солидарным, объединяясь вокруг скорби каких-то людей.

Наше общество и особенно наша молодежь подвержена искушениям, о которых мы хорошо знаем. Иногда нам кажется, что натиск безнравственности, опустошающий человеческую душу, разрушающий всякие идеалы, превращает людей в некие атомы, не связанные друг с другом, что атомарность общества разрушает его единую структуру, что эгоизм, себялюбие, потребительство, наслаждение благами, попытки достичь материального достатка и сверхдостатка любыми путями разрушают социальные связи.

Когда мы так думаем или говорим, мы говорим правду. Нет большего эгоиста, чем тот, кто обогащается за счет других, кто делает других бедными, несчастными, лишает зарплаты, работы. Нет большего эгоиста, чем тот, кто увеличивает счет в банке и свое благополучие за счет несчастья и слез людей, за счет опустошения душ человеческих, за счёт разрушенных семей, за счет погубленных детей. В какой-то момент многим из нас кажется, что в обществе начались процессы необратимые, что этот распад на атомы невозможно предотвратить. И вдруг происходит событие, требующее солидарности и мы видим, как люди, кровно совершенно не связанные с теми, кто пострадал, едут, становятся добровольцами. И сегодняшнее Евангельское чтение большинству людей хорошо известное, открывает перед нами еще одну грань — такую современную, такую актуальную, в том числе для нашего народа, для нашей страны. Мы можем быть сильными, мы можем быть способными защищать друг друга, мы можем быть способными объединяться для того, чтобы решать важные задачи, материальные и духовные, только тогда, когда мы будем чувствовать друг в друге ближнего своего. А опознать ближнего нельзя, как только через сотворение добрых дел.

И как замечательно звучат слова Иоанна Златоуста: «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?» В самом деле, какое право мы имеем обращаться к Богу и просить: «Господи, помоги мне»? Когда мы так просим, давайте вспомним: может быть, кто-то просил нас помочь ему? За кого-то походатайствовать, кому-то помочь словом и делом, или какой-то, может быть, даже самой незначительной материальной суммой? И когда мы с настойчивостью просим у Бога «Помоги!», давайте вспомним: помогли ли мы сами кому-нибудь? Если не помогли, нужно остановиться в молитве, потому что такая молитва не достигнет Божиего престола, пойти и сделать доброе дело — либо тем, кого мы ранее отвергли, либо, может быть, тем, кого мы найдем на пути своей жизни. И если, обращаясь к Господу, мы можем сказать: «Господи, помоги мне, ибо и я в меру своих сил, будучи человеком слабым, но по Твоей заповеди живя, помогаю другим людям», — то Господь услышит нашу молитву.

Все удивительно связано — духовное и материальное, молитва и наша повседневная жизнь, слово Божие с его возвышенными заповедями и реальные радости и трагедии. И когда всю эту взаимосвязанность мы воспринимаем через свой духовный опыт, у нас открываются глаза, мы обретаем видение, мы проникаем в смысл человеческого бытия, мы становимся способными выстраивать свою жизнь в соответствии с самым главным законом человеческого счастья — законом любви, который Бог пожелал положить в основу наших человеческих отношений.