(на примере Хорватии и Кузбасса)

В сентябре 2016 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх посетил Сербскую Православную Церковь и принял участие в мероприятиях, посвящённых годовщине трагедии в Ясеноваце. В августе 1941 года на территории Независимого государства Хорватия была создана самая большая в регионе система концентрационных лагерей — Ясеновац.

За несколько лет в этих местах погибло 700 000 человек, из которых 500000 – православные сербы, 40000 − цыгане, 33000 − евреи и 127000 − антифашисты, и в том числе − 20000 детей младше 12 лет. Многие сербы приняли здесь мученическую кончину, пострадав за верность Православию.

Сербский и русский православные народы объединяет историческая сопричастность. Имена Ясеновацких новомучеников, прославленных Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в 2012 году, также включены в месяцеслов Русской Православной Церкви. Мероприятия начались встречей двух патриархов и молебном в домовом храме святого Саввы Сербского православной гимназии города Загреб (Хорватия).

После чего в актовом зале гимназии состоялась конференция «Новомученики: полиперспективы II». На конференции митрополит Аристарх выступил с докладом «Новомученики Церкви Христовой: нравственный пример подвига (на примере Хорватии и Кузбасса)», этот доклад мы представляем вниманию читателей газеты «Глагол».

XX век был особенно тяжёлым, трагическим для Вселенского Православия, наших народов, Русской и Сербской Православных Церквей. Среди злодейски убитых, замученных в годы гонений было неисчислимое количество православных – мирян, монахов, священников, церковнослужителей, учёных, интеллигенции, простых рабочих и крестьян, единственной виной которых оказалась твёрдая вера в Бога. Это были обычные люди, такие же, как и мы, но их отличала особая духовность, доброта, отзывчивость, сердечность, широта души, напитанной тысячелетней христианской историей и культурой. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа.

Новомученики Ясеновацкие — это православные узники в Хорватии, принявшие мученическую смерть в 1941-1944 годах. В застенках Ясеноваца были уничтожены тысячи православных сербов, многие из которых погибли за верность православию.
ХХ век и для Русской Православной Церкви стал веком мученичества. В России миллионы наших соотечественников – православных христиан – отдали свою жизнь за веру Христову. Десятилетия советской эпохи были связаны с репрессиями, с наибольшей ожесточенностью направленными против Русской Православной Церкви.

Немецкая оккупация Югославии, провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия нанесло огромный урон Сербской Православной Церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены. Одним из самых страшных врагов Сербской Православной Церкви стали усташи, которые поставили своей целью полное уничтожение сербского населения и сербской культуры на своей территории. 5 мая 1941 года усташское правительство опубликовало постановление, по которому Сербская Православная Церковь переставала действовать в независимой Хорватии. 9 мая был арестован сербский митрополит Загребский Досифей (Васич).

6 июня 1941 года лидер усташей Анте Павелич на встрече с Гитлером обвинил Сербскую Православную Церковь в исторической лжи, присваивании хорватской культуры, угнетении хорватского народа и попытке отторгнуть «исконные» земли Боснии и Герцеговины. Ещё раньше усташи начали уничтожать высших духовных лиц: 5 мая ими был арестован и убит епископ Банялукский Платон (Йова́нович), 12 мая — митрополит Сараевский Петр (Зимоньич), а в начале августа — епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич). 2 июня последовало распоряжение о ликвидации всех православных народных школ и детских садов. К декабрю 1941 года усташами были убиты более 150 священников Сербской Православной Церкви.

Убийства православных священнослужителей производились с особой жестокостью.

Восьмидесятилетний митрополит Дабро-Босанский Петр (Зимонич) был арестован и отправлен в лагерь смерти Ясеновац, где был зарезан. Епископ Баня-Лукский Платон (Йованович), оставшийся в городе вследствие обещания католического епископа ходатайствовать о его спасении, был арестован ночью и отвезён вместе с православным священником Душаном Саботичем в посёлок недалеко от Баня-Луки, где оба священнослужителя были подвергнуты пыткам, а затем убиты.

Гонения на Церковь в России начались практически сразу после революционных потрясений 1917 года. Одним из первых документов, принятых большевистской властью, стал декрет Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который лишал Церковь права собственности и существенно ограничивал возможность ее нормального существования.

Епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич) был подвергнут пыткам и убит вместе с тремя священниками во время массовых убийств на острове Паг. Епископ Оточаца Бранко (Добросалевич) был арестован со своим сыном, обоих усташи зарубили топором.

Одновременно с массовыми уничтожениями сербов усташи производили систематическое разрушение некатолических мест вероисповедания. До окончания Второй мировой войны усташи разрушили 299 православных церквей, убив 6 епископов и 222 священнослужителя Сербской Православной Церкви.

В районах, ранее населённых в большинстве сербами, некоторые из храмов, отобранные у православных, не использовались как места вероисповедания новых католических хозяев: здания преобразовывались в склады, общественные туалеты, конюшни. Большая часть зданий, отобранных у Православной Церкви, превращалась в католические костелы.

Разрушению Церкви и убийству священнослужителей сопутствовало тщательное изымание ее имущества. Эта операция, совершаемая прежде всего в пользу всего католического епископата, производилась посредством двух организаций, специально предназначенных для систематического хищения имущества Православной Церкви: «Государственного совета по восстановлению» и «Комитета по конфискации православных церквей и соответствующего имущества». Обе организации были предназначены для того, чтобы координировать экспроприацию имущества Церкви в пользу хорватской католической церкви.

В Среме, где усташи уничтожили 90 % сербского духовенства, было разрушено шестнадцать монастырей на Фрушка-Горе, представляющих собой православный Афон на Дунае. Реликвии православных святых, украденные усташами, были реквизированы немецкими оккупационными войсками.

По завершении усташской диктатуры комиссия по расследованию югославского правительства оценила материальный ущерб, нанесенный Сербской Православной Церкви, в семь миллиардов динаров того периода, не включая в эту оценку сожженные или разрушенные здания.

Роль католической церкви в геноциде сербов оценивается по-разному: от обвинений в подстрекательствах и прямом участии в геноциде до утверждений о попытках католического духовенства спасти сербское население. В основном, полемика по этому вопросу сводится к обсуждению двух фигур — папы Пия XII и архиепископа Загреба Степинаца.

Период гонений показал, что в Церкви было немало людей огромной внутренней силы, которые готовы были идти на мученичество за Христом. Память о трагедии такого масштаба очень важна. Если это забывается, есть опасность вернуться к подобным реалиям. Новомученики — ярчайший пример веры и верности. Это были живые люди, которые не боялись мучений и смерти. И они оказались готовы умереть за то, во что верили.

Всего же за годы войны в Хорватии было уничтожено и осквернено более 450 православных храмов.

Число убитых сербов до сих пор не установлено: по разным оценкам, жертвами усташского террора стали от 200 тысяч до 1 миллиона сербских жителей, которым не было места в новом государстве.

Усташами были уничтожены крупнейшие монументальные иконостасы, тысячи икон; сожжены многочисленные рукописи и архивные книги. Очень небольшая часть культурного наследия сербов в Хорватии уцелела после усташских погромов.

В некоторых случаях усташи пытались склонить сербов к окатоличиванию, что иногда спасало некоторых от расправы из-за межнациональной неприязни. Отчасти эти решения принимались под давлением немецких и итальянских властей, поскольку даже их шокировали масштабы истребления сербов в Независимом государстве Хорватия.

Самым крупным лагерем смерти в Независимом государстве Хорватия был Ясеновац. По разным оценкам, хорватскими усташами в нем было убито от 83 000 до более 700 000 человек. Зверскому обращению с заключенными ужасались даже нацисты.

Новомученики Ясеновацкие — это православные узники в Хорватии, принявшие мученическую смерть в 1941-1944 годах. В застенках Ясеноваца были уничтожены тысячи православных сербов, многие из которых погибли за верность Православию. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил Собор новомучеников Ясеновацких. Их имена включены и в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования их памяти 13 сентября по новому стилю.

ХХ век и для Русской Православной Церкви стал веком мученичества. В России миллионы наших соотечественников – православных христиан – отдали свою жизнь за веру Христову. Десятилетия советской эпохи были связаны с репрессиями, с наибольшей ожесточенностью направленными против Русской Православной Церкви. В научной литературе приводятся данные, согласно которым только за 1937–1938 гг. было арестовано более ста шестидесяти тысяч священнослужителей, из которых более ста тысяч были расстреляны. За 70 лет ХХ века Россия потеряла более семидесяти тысяч храмов, были закрыты и разрушены сотни монастырей.

За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог. Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во Вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе, в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь.

Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом. В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории. Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Новомученики и исповедники своим подвигом явили славу Божию, носителями которой были мученики и исповедники на протяжении всех столетий, начиная с первого века существования Церкви. Подвиг этих святых остается в памяти Церкви, которая возрождается благодаря их молитвам.

Гонения на Церковь в России начались практически сразу после революционных потрясений 1917 года. Одним из первых документов, принятых большевистской властью, стал декрет Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который лишал Церковь права собственности и ограничивал возможность ее нормального существования.

В годы братоубийственной гражданской войны повсеместно разрушались храмы, гибли православные люди, многие из которых пострадали исключительно за свою верность христианским идеалам.

В 1918-1919 гг. на территории современной Кемеровской области (в тот период – Томского, Мариинского, Щегловского и Кузнецкого уездов Томской губернии) кровавыми расправами над мирными гражданами (горожанами, крестьянами, госслужащими, священнослужителями) отмечен путь «партизанских» отрядов Г. Ф. Рогова, И. П. Новоселова, П. К. Лубкова, В. П. Шевелева и др., к тому времени, по сути, уже просто банд.

Именно на этот период приходятся первые мученические подвиги за веру в нашем крае. Так в мае 1918 года отрядом красногвардейцев был убит псаломщик храма села Брюхановское Илья Мачихин. А в самом начале следующего 1919 года зверски убиты отрядом красных «партизан» священник села Ишимское отец Александр Соколов и священник села Белогородское отец Виталий Сердобов. Всего в настоящее время установлена судьба 23 человек, погибших от рук большевиков и анархистов в самом начале гонений на Церковь в Кузбассе.

Набиравший силу процесс уничтожения православных храмов сопровождался пропагандистской кампанией в газетах, выпуском специальных брошюр, рассылкой на места инструкций по изъятию церковных ценностей и по организации подобных политических процессов. В это же время, при активной поддержке новой власти, в церковных кругах в 1922 году начинается обновленческий раскол, подтачивавший Церковь изнутри.

К тем же, кто не хотел менять свои исконные духовные ценности, к истинно верующим православным, к тем, кто не мог – явно или тайно – смириться с несправедливостями нового общественного строя, власть применяла жесточайшие меры наказания: смертную казнь и помещение в лагеря принудительных работ, как на определенный срок, так и «вплоть до победы мировой революции». Широко распространенным видом расправы в этот период являлись административная ссылка и высылка.

На протяжении всех 1920–1930-х годов при осуществлении репрессий против различных категорий внешних и внутренних «врагов» в инструктивных документах по проведению карательных акций в качестве врагов обязательно указывались «попы и церковники».

Кузбасс обладает уникальным опытом плодотворного развития данного направления исторической науки путем сотрудничества Кемеровской епархии, администрации области, Кемеровского государственного университета, общественных организаций и объединений. Сочетание профессионализма, личного сопереживания участникам тех трагических событий, глубокого духовно-нравственного осмысления истории своей малой Родины позволили сделать первые шаги по изучению жизни и деятельности православного духовенства и мирян в период гонений на Православную Церковь.

В 2010 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в церковный календарь был внесен новый праздник – Собор Кемеровских святых, который совпадает с главным праздником Кузбасса – Днем шахтера – и отмечается в последнее воскресенье августа. В него включены 40 подвижников веры и благочестия, в т.ч. 37 человек, канонизированных как новомученики и исповедники, а также трое преподобных святых начала XIX в.

В 2011 году вышло в свет научное издание «Новомученики и исповедники земли Кузнецкой», подготовленное учеными-историками. В 2012 году подготовлено новое издание научно- популярного характера, которое содержит жизнеописания новомучеников, святых и преподобных, чей путь и духовный подвиг связан с Кузнецкой землей. При создании жизнеописаний были использованы как доступные источники: материалы, опубликованные на различных сайтах и в печатных изданиях, так и архивные, часть из которых впервые была введена в научный оборот. В издании содержится значительное количество фотодокументов, позволяющих читателю частично визуализировать ряд исторических событий.

Данные работы являются результатом многолетнего труда большого коллектива авторов. Они восполняют пробелы в знаниях о духовной истории земли Кузнецкой, подвиге духовенства и мирян в годы революционных потрясений и советской власти.

Еще один всплеск репрессий связан с приказом Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР от 30 июля 1937 года № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», в котором отдельной строкой среди врагов советской власти были названы «бывшие репрессированные «церковники и сектанты». Предписывалось «наиболее враждебные элементы» немедленно арестовывать и, по рассмотрении их дел на «тройках», расстреливать, а «менее активные, но все же активные элементы» – арестовывать с последующим заключением в исправительно-трудовые лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет.

Особая «тройка» при Управлении НКВД – внесудебный орган уголовного преследования, действовавший в 1935–1938 годах на уровне края или области. «Тройка» состояла из начальника областного управления НКВД (председатель), первого секретаря обкома КПСС и прокурора области. Решения выносились «тройкой» заочно – по материалам дел, представляемым органами НКВД. Решение «тройки» обжалованию не подлежало, и, как правило, заключительным документом в деле являлся акт о приведении приговора в исполнение.

Именно на период «Большого террора» (1937-1938 годы) приходится наибольшее число безвинных жертв, принявших мученическую смерть за Христа. Так в кузбасских лагерях погибли (были расстреляны или умерли от болезней и непосильного труда) как видные деятели Русской Православной Церкви, так и простые священники, монашествующие и миряне.

Среди наиболее известных иерархов можно назвать архиепископа Серафима (Самойловича), перед последним арестом занимал Угличскую кафедру, а в 1926-1927 годах являлся заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Епископ Енисейский Амфилохий (Скворцов) – известный в свое время миссионер и востоковед. Архиепископ Могилевский Павлин (Крошечкин) и епископ Свердловский Аркадий (Ершов). Все они прославлены как новомученики и исповедники Церкви Русской и включены в состав Собора Кемеровских святых.

С середины ноября 1938 года судебные «тройки» были ликвидированы. Дела стали передаваться на рассмотрение судов или Особого Совещания при НКВД СССР. В результате гонений на Церковь все православные приходы Кузбасса к 1939 году были ликвидированы, как и многие церковнослужители и священники.

Возрождение деятельности Православной Церкви началось в разгар Великой Отечественной войны . Однако взаимоотношения государства и Церкви вплоть до начала 1990-х годов неоднократно переживали периоды охлаждения, скрытого или явного противостояния.

И все же Русская Православная Церковь выстояла в потрясениях XX века, сохранила, несмотря на громадные потери, веру, традиции, свою организацию и паству. Церковь чтит пострадавших за веру безвинных жертв массовых репрессий, величая их новомучениками и исповедниками Церкви Русской. О них рассказывают новые книги, в их честь освящаются новые храмы. Во всех епархиях ведется кропотливая работа по выявлению имен новомучеников, скрупулезно уточняются обстоятельства их жизни и христианского подвига.

Мы должны знать, какой ценой сохранялась наша вера, чтобы нам не только в будущем не повторять таких трагических ошибок, но чтобы и сейчас укрепляться в истине, помня слова Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя христианства».