Россия – страна с непредсказуемым прошлым

gazeta-glagol.ru-2016-may-00028

В апреле в Киеве в очередной раз сожгли идол Перуна. По-моему, это уже третий, или даже четвертый. Первого сплавил по Днепру еще князь Владимир. Некоторые люди с завидным упорством восстанавливают капища, не забывая ругаться на христиан за то, что они де «порушили связь славян с их исконными богами, с природой, в гармонии с которой они испокон веков жили».

Сегодня мы видим всплеск интереса к истории. На телевидении выходят передачи с реконструкций исторических событий, фантасты переключись с космоса на «альтернативку», пытаясь ответить на вопрос: «А что было бы, если бы…» И на волне «роста национального самосознания» 5 апреля в честь победы князя Александра Невского в определенных кругах принято отмечать День русской нации.

Сегодня мы решили поговорить с человеком, который не понаслышке знает, в отличие от большинства, как выглядит славянин-язычник. Ему положено это по статусу: во-первых, Андрей Рей – историк, во-вторых, реконструктор, руководитель военно-патриотического клуба «Единорог».

– Андрей, как вы считаете, почему сегодня увеличился интерес к истории?

– Последние 25 лет государство не диктовало точку зрения на историю. И, соответственно, ее интерпретацией занимались все кому не лень. Появилось множество точек зрения, множество мнений по поводу тех или иных событий в истории. Не все эти точки зрения бескорыстны. Многие из них проплачены недоброжелателями нашей сраны. Интерес к истории понятен. Люди ищут опору в прошлом, они ищут исторические факты, которые бы еще раз доказывали, что Россия – страна сильная, наши предки трудолюбивые и их потомкам есть что защищать…

– Так, может, и правы те, кто говорит, что вера отцов и дедов — языческая вера славян, более подходит нам, чем привнесенное из Византии христианство?

– Ну это смотря кому подходит? Не было никакой единой веры славян. У каждого племени, каждого рода были свои боги. Более того, были гендерные и корпоративные боги. Каждый из них покровительствовал только мужчинам, или только девочкам, или только воинам, или, скажем, скотоводам. И никакого славянского языческого братства не существовало. Не чувствовали наши предки себя единой славянской общностью. И при случае сходились друг с дружкой не на шутку. Иначе зачем им было звать править князя – этакий аналог средневекового рэкетира, который «крышует» то или иное племя и собирает взамен дань. Более того, у каждого бога существовал свой штат жрецов, на который, по идее, правительство в лице князя должно было опираться, чтобы проводить свою политику. Чувствуете, к чему я клоню? Содержать такую кучу идеологов князю было просто не выгодно. Да и единству государства такая пестрота мало способствовала.

– Сегодня существует ряд теорий, которые ставят славян как народ чуть ли не к истокам человечества. Находятся историки, которые провозглашают, что история славян-ариев древнее, чем история Древнего Египта и шумеров? Правда ли это? И историю нашего народа все это время фальсифицировали «злобные историки» по наущению врагов?

– Связь между санскритом и восточно-славянскими диалектами, балтийскими диалектами действительно есть. Ну и что? Нам теперь всем срочно начинать изучать Аюрведу и поклоняться Брахме? Вообще, даже превозношение нашего исконного язычества весьма искусственно. Современному человеку оно как-то не очень подходит в качестве религии. Христианство как мировая религия все-таки более понятно. И, кстати, язычество на Руси погубили вовсе не христиане. Они просто брали дань с язычников немножко не так, как с христиан. Со своими они поступали по-христиански, а с язычников брали в двойном размере. Но тем не менее языческие идолы продолжали ставить и при Владимире, и при Ярославе Мудром и даже Александре Невском. А вот потом… Потом пришли монголы. Нет, они специально не притесняли язычников, но многие земли опустошили. И традиция прервалась, заповедные рощи стояли пустыми, в них некому было приходить, некому стало поклоняться родовым богам, потому что многие роды, родо-племенные объединения прекратили свое существование. Сегодня от язычества остались небольшие отголоски в виде бытовых обычаев, те же застолья с возлияниями. Как говорил поэт Александр Башлачев:

… вот тебе обратно тропинка
И петляй в родную землянку.
А крестины там иль поминки —
Все одно там пьянка-гулянка!

Бабушки с наговорами в тетрадках, пусть даже с включением имен святых и апостолов, рыбаки, прикармливающие не только рыб, но и водяного, – все это следы язычества. Даже русский мат, который был табуирован у русских в обычной жизни, но активно применялся при отпугивании всякой нечисти, которая, как считалось, боится его как огня, – тоже память о языческом прошлом.

– Но почему именно сейчас эта память так активизируется, особенно среди молодежи, которая берет колесо сансары, то есть свастику, на знамена и начинает искать противников среди христиан, среди других народов?

– Нет память о предках – это хорошо. Хорошо, когда мы осознаем, какие мы древние, какие мы глубокие. Но плохо, когда на этом начинают играть те, кому это выгодно. Начиная примерно с середины XIX века стали появляться такие идеи, как пангерманизм, гальская идея и панславянизм. И, к сожалению, самосознание наций привело к появлению нацизма и фашизма. То есть к идее о том, что превосходство, исключительность моего народа основывается на его самой глубокой истории и превосходящей всех культуре. Фашисты начинали с того же, с популяризации фольклора, проведения фольклорных фестивалей (тот же «Октоберфест»), реконструкций древних обрядов. В нашей стране это тоже несколько раз пытались сделать. В 20, 30 — е годы ХХ века были попытки ввести элементы вполне языческой идеологии, но провалились. Сталин из чисто прагматических целей вернул патриаршество. Во времена Хрущева фольклористы стали собирать сказания по деревням у бабушек и дедушек, в школах учителя стали чаще вспоминать о языческих традициях и обрядах. И все это подавалось под соусом народной культуры. «Вот какие вы – русские, а не с куполами и крестами».

Сейчас национальные культуры производятся на экспорт. Это – оружие, средство давления. Викинги, сегодня все – викинги, даже в Сибири викинги! Кельтская культура. Язык заплетается по-ирландски что-то сказать, но, завернувшись в клетчатые одеяла на день святого Патрика, отплясываем джигу. Организуют праздники национальных культур, на которые приглашают соответствующие клубы. Что это, как не агентура влияния? Что мы можем им противопоставить? Язычество наше славянское, которое мы могли бы экспортировать в Европу и в Америку. Вот когда на улицах Бруклина начнут плясать вприсядку под «Калинку-малинку» одетые в сарафаны подростки, вот тогда нас перестанут бояться, нас станут считать своими! Знание другой культуры дает лояльное отношение к чужой культуре, миролюбивое. Наши предки поняли это давным-давно и спокойно уживались и с мусульманами-татарами, и с шаманистами-якутами, и с буддистами-бурятами, никого не переделывая, никого насильно не окрещивая. А сейчас определенные политтехнологи из спецслужб через различные фонды, такие, как фонд Сороса, например, проплачивают всяческие фольклорные музеи, музеи под открытым небом, которые декларируют изучение доисторических, языческих корней, а на самом деле делают все, чтобы посеять семена конфликта, разделить российское общество.

– Да, маккиавелиевское «разделяй и властвуй» еще никто не отменял. А какой выход? Есть пример для подражания?

– Конечно, есть, возьмите Грецию. У них что, менее славные языческие традиции? Нет, конечно. Страна сегодня одна из самых православных стран мира. Перекрестись троеперстно на улице, и тебя примут как родного: накормят, напоят, приютят на ночь. Однако никто языческие храмы не рушит, греки гордятся своей историей, Сократом, Платоном, Аристотелем, Периклом, Софоклом. Эллинизм, как и Православие, является частью культуры и идеологии современных греков.

– Как вы считаете, как сегодня нужно выстраивать взаимоотношения между христианством и неоязычеством в нашем государстве?

– Не нужно вступать в конфронтацию с волхвами и объявлять «крестовые походы». Нужен гражданский мир. Бороться с волками в овечьей шкуре – это обязанность государства. У нас довольно жесткие законы против экстремизма, в том числе религиозного. И государство не просто должно пресекать, но и разбираться, откуда что берется, кем проплачено, кому выгодно? А Церковь должна показывать пример подвижничества. Сегодня вполне нормально, когда священник приходит на рок-концерт, к ролевикам, рукопашникам. И это правильно. Ведь мы живем в медиа-культуре и должны соответствовать этой медиа-культуре. Сегодня на человека наваливается информационный шум, нужно найти в нем ориентиры.

– То есть вы хотите сказать, что можно начать с ролевых игр, а потом прийти в Православие, прийти к воцерковлению?

– Да, я знаю такие примеры. Попробуйте стать участником реконструкции Куликовской битвы. Встать на поле Куликовом и не помолиться? Невозможно.

Беседовал Михаил Логунов