в семьях зависимых

2016march00005

В семьях зависимых людей дети очень страдают. Наиболее ярко выражается в семье химическая зависимость. Часто окружающие удивляются, что родители – алкоголики, а ребенок – отличник, следит за домом, за папой и за мамой, на нем очень несвойственная ответственность для его возраста, часто это семи-восьмиклассники. Учителя хвалят такого ребенка, удивляясь его воспитанию, а родители беспробудно находятся в своей зависимости.

На самом же деле, в связи с тем, что детская психика очень слабая, подвержена наибольшей боли по сравнению со взрослой психикой, в данном случае ребенок приспосабливается к той ситуации, которая происходит в семье. Это может быть роль героя, которого я сейчас описала. Он очень ответственный, отлично учится, помогает по дому маме, подрабатывает за папу. Также может быть роль «козла отпущения», когда ребенок не знает, как обратить на себя внимание, начинает специально совершать какие-то привлекающие внимание действия, пакости в школе. Он желает привлечь внимание учителей, которые автоматически вызывают родителей в школу, чтобы с ними поговорить о его плохом поведении, плохих оценках. Таким образом ребенок желает обратить на себя внимание родителей. Потом родители дома отчитывают ребенка, иногда на повышенных тонах, но ребенок воспринимает это как «поглаживание по голове», радуясь, что на него наконец-то обратили внимание.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится:

«Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».

Есть и такая маска адаптации ребенка – «потерянный ребенок». Он часто очень болезненный, своей болезнью он пытается привлечь внимание, может сидеть в углу, играя сам с собой, пока родители дерутся, ругаются. Ребенок от этого абстрагируется и играет сам с собой, читает книжки, как правило он не ходит гулять с друзьями, он очень плохо социально адаптирован. Также про такого ребенка могут совсем забыть даже преподаватели. Поэтому маска так и называется – «потерянный ребенок». Его часто теряют и забывают про него. Он всегда ведет себя тихо, своего мнения не высказывает, потому что в семье его мнения никогда не спрашивают, оно никого не интересует. Таким он и вырастает.

Последняя – самая яркая роль. Это шут. Такой ребенок пытается разрядить обстановку в семье, у него вырабатывается чувство юмора. В школе их замечают в качестве артистов, КВНщиков. Он смешит людей, но на самом деле за этой маской скрывается боль ребенка, который пытается абстрагироваться от ситуации в семье, от той боли, которую ему наносят. Самое неприятное в этих ролях то, что ребенок, не зная того, что он эту роль принял на себя в защиту, переносит ее во взрослую жизнь. Зачастую он страдает от этой роли, потому что на самом деле внутри от держит совсем другие эмоции, не такие, какие он выказывает наружу.

Эти роли могут состыковываться, смешиваться. Будущий трудоголик – это ребенок-герой в детстве. А, например, «козел отпущения» – это будущий преступник или правонарушитель. Зачастую проработка этих детский проблем в юношеской или даже взрослой жизни приводит человека к внутренней гармонии, к пониманию, что смысл жизни есть, что эту боль можно пережить и оставить, простить своих родителей за то, что когда-то они нанесли ему душевную травму.

Православный духовно-восстановительный центр по реабилитации наркозависимых:
http://lestviza.ru/
Телефон центра
8 (3842) 76-76-88

текст: Елена Ушатая