Любовь против кибер-зависимости
[lead]Компьютерная, игровая, кибер-зависимость, — этими терминами сегодня никого не удивишь и, к сожалению, не испугаешь. До тех пор, пока беда не коснется конкретной семьи, и конкретного ребенка. Именно о детях сегодня пойдет речь.[/lead]
Реалии XXI века в новостных лентах:
«В Туапсе подросток, из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру «Готика», убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове».
«Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть в компьютерную игру, а затем выбросился из окна и разбился насмерть».
«В Питере молодому геймеру во время игры поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца: он нанес отцу несколько ударов ножом, один из которых оказался смертельным».
И это не виртуальная, а самая что ни на есть реальная реальность! Страшная и – обыденная.
То ли еще будет!
Из 16 миллионов российских детей и подростков (от 10 до 18 лет), которые сегодня пользуются компьютером, больше половины признались, что гаджет им нужен, исключительно, для «игрушек». Мир компьютерных игр затягивает настолько, что (согласно данным исследований), минимум два миллиона детей посвящают ему 30, а то и 50 часов в неделю. Вдумайтесь, на стандартную рабочую пятидневку взрослые тратят только 40 часов.
И это – снова реальность! Та самая, возвращаться в которую зависимые подростки не желают, та, от которой они бегут сломя голову. Причины у всех, примерно, одни и те же: невнимание, равнодушие, непонимание, которое дети встречают в окружающих, часто, самых близких людях. Неудачи в учебе, спорте, отношениях со сверстниками, насмешки и отсутствие моральной поддержки со стороны взрослых, — все это причины и стимулы – убежать в мир, где ты можешь казаться (а в измененном игрой сознании уже и быть!) супергероем, властителем мира, крутым «мэном», который не знает поражений и способен горы свернуть. В этом мире ребенок может испытывать самые неожиданные, а, главное, очень сильные эмоции (от положительных до отрицательных): восторг, удовольствие, досаду, гнев, раздражение. Особенно, когда речь идет об агрессивных, «кровавых» играх (именно на них чаще всего подсаживаются мальчишки). В результате, у геймеров развиваются такие качеств, как эгоизм, эгоцентризм, внутреннее самопогружение, равнодушие к чужой боли и чужим страданиям. В таких играх легко попираются нравственные нормы, происходит некая духовная мутация, которая и приводит к фактам, озвученным нами в начале статьи. «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19), – говорил апостол Петр.
Да, есть и полезные игры, рекомендованные психологами и педагогами для развития. Но заменить реальный мир и его познание вживую, а не виртуально, невозможно: это все равно, что настоящее мясо заменять муляжем из каучука. По словам зав. отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолия Мазура, компьютер отучает мыслить творчески, он предлагает варианты готовых решений. Таким образом, «происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям». Самое страшное, что роботизация эта происходит незаметно для окружающих и самого ребенка. И ответ на вопрос, «Способен ли он самостоятельно победить страсть к игре?», — часто отрицательный. В зависимость чаще всего попадают подростки эмоционально подавленные, недовольные собой, не умеющие выстраивать отношения с людьми. Статус «зависимого» такой ребенок приобретает очень быстро, и вот уже реальный мир за пределами монитора становится чужим и опасным. Подросток – геймер с приличным стажем – в одном интервью признался: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным…».
Зависимый может испытывать стресс, депрессию и другие нервные расстройства. Это приводит к невозможности продолжать учебу (пропуски уроков), к конфликтам на работе (прогулы). Наступает вялость, ухудшение памяти и способности к обучению. Общение с людьми сокращается до минимума.
Наличие компьютерной зависимости сегодня признают ведущие ученые мира, ставя ее на одну доску с зависимостью алкогольной и наркотической. Однако если методы лечения второго и третьего уже опробованы и «работают», то для геймеров, например, их еще только предстоит найти. То, что искать надо, сомнений не вызывает. В отделении пограничных состояний одного из российских городов-миллионников, треть больничных коек занята пациентами с диагнозом «компьютерная (или аддиктивная) зависимость». Аddiction в переводе с английского означает «пагубная привычка», а если по контексту – то «пагубная страсть»!
И как любая страсть дарована она врагом рода человеческого. И как с любой страстью, бороться с ней нужно молитвой, покаянием и любовью.
Как не стара эта истина, но все начинается с семьи. Родители должны жить жизнью ребенка, чувствовать все движения его души, понять, какая область творчества, науки, спорта его привлекает, сделать все, чтобы увлечь свое чадо множеством интересных дел. Безделье и дефицит истинной, искренней, неподдельной любви, — вот что рождает проблемы.
«Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви, – говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. – Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности.
Именно семья формирует иммунитет, который защитит ребенка от физиологического и духовного вреда, наносимого виртуальной реальностью, и отвратит от пустых и греховных занятий.
Текст: Ангелика Вольф