Из Кузбасса в долгожданный Иерусалим

[lead]Путь к Иерусалиму – всегда восхождение в самом прямом смысле слова. Город стоит на высоте 800 метров над уровнем моря, так что все дороги к нему ведут в гору. Но земное расстояние, конечно, не главное. До Святой земли надо дожить, дотянуться, взойти… Для меня этот путь длился все годы от момента крещения в одном из кемеровских храмов и далее ровно 31 год… Постепенно – с чтением Евангелия, затем ряда книг о Святой земле, а равно и с приобретением опыта преодоления ошибок и грехов, она становилась все ближе и виднее. Но все равно так бы, наверное, и не собрался, если б не случайное стечение обстоятельств. Хотя случайного ничего не бывает…[/lead]

2241-2242

Мудрецы говорят, что на Святую землю попадают только те, кто сильно хочет, либо кто заслужил. Раз так, буду скромнее, выберу первый вариант. И вот, казалось бы, обычный полет, диалоги с сотрудниками транспортных служб и вкладыш в загранпаспорте. Потом огромный аэропорт имени первого премьер-министра Израиля Бен-Гуриона и неожиданные в начале декабря +25. И всё.

Морозная сибирская повседневность закончилась. Солнечные Тель-Авив, Галилея, потом Вифлеем, Назарет… Шумящая разноязычная толпа, торговцы и стражи порядка, жаркое солнце и пыль, ослики с повозками, натертые до блеска камни мостовых, оливковые рощи и зеленые виноградники среди каменистой пустыни. Библейские повествования начинают оживать. Все вроде бы никогда не виданное, но одновременно не оставляет ощущение того, что ты приехал в место, которое уже давно знаешь.

2241-2243

Как оказалось, Святая земля имеет свой звук, цвет и запах, в каждом месте свои ощущения: в Тель-Авиве со стороны Средиземного моря тянет свежим бризом, в Вифлееме утром кричат петухи, звонят колокола, взывают муэдзины, на базарах в Назарете – запах специй, в храме Гроба Господня – аромат мира на Камне помазания и жгучее ощущение вины за грехи при виде распятого Христа. В пустыне песчано-каменистый цвет, на горизонте – зелень и синева неба. Словом, не земля, а рай.

Так известное всем нам Галилейское море – большое, туманное, спокойное, хотя, говорят, бывают там и серьезные штормы. В нем до сих пор ловят вкусную рыбу, которая была основным уловом рыбарей Петра и Павла, впоследствии ставших учениками Христа. Там ее так и называют «рыбка апостола Петра». В прибрежном ресторанчике это кушанье можно попробовать. На вид и вкус как наш карп. По камням на берегах моря резво прыгают толстые короткоухие зверьки, те самые, про которых написано: «камень — прибежище заяцем» (Пс 103:18).

2241-2244

На Святой земле не надо слишком спешить, ведь каждый шаг значим, в каждом камешке – связь времен. Ступая по ним, думаешь: «А вдруг вот по этой тропке сам Спаситель ходил! Не буду торопиться, постою». Вот здесь, к примеру, на склоне Елеонской горы простиралась старая дорога из Вифании через Гефсиманский сад, ее давно нет, но маленький кусочек остался. Именно по ней когда-то прошел ослик, неся своего Седока к воротам Иерусалима для страдания и славы. Те Золотые ворота много столетий уже замурованы. Гид сказала, что это сделали мусульмане, боясь, что через них в Иерусалим войдет Мессия во время Своего второго пришествия. Для большей надежности они соорудили у подножия ворот огромное кладбище как нечистое место, через которое, по их мнению, Мессия погнушается пройти. Интересное мнение.

«Три магнита – сто рублей!» – столь «заманчивое» предложение сопровождало нас почти во все время путешествия по Святой земле. Этот возглас встречал паломников утром, он заменял напутствие на сон грядущий вечером. Мы сталкивались с ним при отъезде из гостиницы в Вифлееме, в рыночной давке Старого города в Иерусалиме; совсем не ожидали, но услышали и у монастырей Иудейской пустыни. К третьему дню на Святой земле – привыкли. Как и ко многому другому. К тому, что, спустившись с Горы Искушений, попадаешь в супермаркет «Искушение», что у стен древней обители преподобного Феодосия настойчиво пытаются продать… дудку или сумку. А попробовать свежевыжатый сок из граната за 2 доллара, со слов торговца-араба, ты просто обязан. Необычно, что у мест, которые являются священными для христиан, идет постоянный торг. И святынями фактически торгуют, словно семечками на базаре.

Лишь со временем – успокаиваешься, потому что понимаешь: то, что видишь, совсем не ново. Мир, в который пришел воплощенный Бог, был таким же: с кричащими на Виа Долороса (крестный путь Спасителя в Старом городе) продавцами рыбы и «трех магнитов», с разбросанным по улицам арабских кварталов мусором, с плотной толпой на рынках. Где-то в этой толпе Магдалина, Закхей и Матфей-мытарь…

Но это – небольшое отступление, а дальше снова … рай. Участие в Литургии и Причастие в Храме Гроба Господня – то, что останется со мной на всю жизнь. Причем было это ночью, когда обычно бурный и шумный Иерусалим тихо спал. Немноголюдное богослужение прямо в Кувуклии, где на Пасху сходит Благодатный огонь, совершили греческий и молдавский архиереи. Все еще крутятся в памяти моменты купания в реке Иордан, там, где крестился Спаситель. Обычно холодная с сильным течением, после краткой молитвы она вдруг превращается в теплое спокойное озерцо, которое мило впускает тебя в свои объятия. Ну а Горненский монастырь и храм Марии Магдалины — сияющие от неземной красоты островки русского Православия на разных концах Иерусалима, так сильно напоминающие о родной России в полирелигиозной столице Израиля.

2241-2245

Кто-то увез с собой фотографии и сувениры, и как-нибудь, сидя дома, взглянув на что-то из привезенного, улыбнется, вспомнив: я был там, где Бог, – совсем близко. Кто-то, может быть, и три магнита пресловутые увез, но только обязательно вместе с памятью о тех священных местах, которые на них изображены. Вот это – главное, о чем нужно помнить. Как бы там ни было, Иерусалим – место, где жил, умер и воскрес Христос. Его нужно не только увидеть и услышать, но и прикоснуться к нему, открыть в себе. А через это измениться. Взойти…

текст: Евгений РЕЙТЕР