История церковных музеев
[lead]Ежегодно 18 мая празднуется Международный день музеев. К этому празднику приурочены открытия новых выставок, фестивалей, организуются тематические лекции, экскурсии, научные чтения, специальные занятия с детьми, проводятся мастер-классы и музейно-театральные представления. На страницах молодежной газеты хотелось бы познакомить Вас, дорогие читатели, с историей становления и развития церковных музеев.[/lead]
Международный день музеев празднуется во всём мире с 1977 года, ICOM (International Council of Museums — Международный совет музеев), принял решение по предложению российской делегации о ежегодном профессиональном празднике. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. В 2014 году ежегодная акция Международный день музеев объединила более 35000 музеев по всему свету.
Кадило и икона-складень «Спас на престоле» , XV век.
Из собрания Оружейной палаты Московского Кремля
Предыстория церковных музеев восходит к середине XVII столетия, когда во дворце Московского Кремля была учреждена Образная палата — специально оборудованное хранилище икон, лицевого шитья и других предметов церковного назначения. В хранилище находились иконы как высококлассных русских мастеров XVII века, так и образа, поднесенные церковными посольствами, прибывавшими с Афона, с Кавказа, из Палестины и славянских стран на Балканах. Однако назвать коллекцию Палаты музейной невозможно, так как она не была постоянной: многие хранящиеся здесь предметы предусматривались как подарочные. Так, например, многие иконы заказывались целыми партиями: изображение Христа Вседержителя имелось в 238 экземплярах, «Троица» — в 240, «Рождество Богоматери» — в 260, «Богоявление» — в 416, а «Успение» — в 600 экземплярах…
Однако многие предметы не выдавались из Образной палаты и позже вошли в собрание Оружейной палаты Московского Кремля.
Интерес к изучению и сохранению исторического и культурного наследия в России, в том числе сохранению церковных древностей, связан с преобразовательной деятельностью Петра I.
Несмотря на реформаторскую деятельность Петра I, сделавшего первые попытки организации светской культуры, главной жизненной константой русского человека оставалась религиозность. Возводившиеся православные храмы скорее напоминали западные формы, нежели православные. Иконы заменялись религиозными картинами. Иконостасы, утварь изготавливались в стиле эпохи. В свою очередь все это меняло отношение к старинной церковной утвари: она либо вовсе не размещалась в храмовых интерьерах, либо, все же оказавшись в них, приобретала статус не богослужебного, а мемориального предмета.
Известно, что указом Петра I в 1709-1711 гг. на правом берегу Невы была возведена небольшая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Это был любимый храм Петра, где он присутствовал во время служб и куда жертвовал серебряные богослужебные сосуды, хранившиеся в царских теремных церквях Московского Кремля.
текст: Лариса Алексеева