Четыре недели марта

Великий пост для христиан – это семь недель напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека. Названия некоторых воскресных дней достаточно широко известны — такие, например, как неделя Страстная или Крестопоклонная (слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день). Но вот смысл этих названий зачастую понятен далеко не всем. А ведь это не просто названия – за каждым из них стоит вполне определенная духовная реальность. В этой статье мы расскажем о четырех неделях, которые приходятся на март.

1 неделя (9 марта) – Торжество Православия

gazetaglagol2014mart065

Ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует победу над иконоборчеством. В 730 году византийский император Лев III запретил почитание икон. Иконоборчество было официально признано в 754 году на так называемом Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V. За сто лет гонений было уничтожено более тысячи икон, а те, кто препятствовал уничтожению, нередко обрекались на тяжелую смерть. Борьба прекратилась в 843 году, когда по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе был созван собор, на котором было решено восстановить почитание икон в Церкви. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В тот день патриарх, митрополиты, игумены монастырей, священники и огромное множество мирян впервые за много десятилетий открыто вышли на улицы столицы с иконами в руках.

2 неделя (16 марта) – святителя Григория Паламы

gazetaglagol2014mart057

Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства о связи сотворенного Богом мира со своим Создателем. Святитель говорил: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога. Но и не отделен от Него. Их связь можно уподобить звучащей музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла, и звучит (то есть — имеет бытие) лишь благодаря творческому действию ее исполнителя.

Учение святителя не было чем-то новым в Церкви. Догматически его учение является сходным с учением святого Симеона Нового Богослова о Божественном (Фаворском) свете и учением преподобного Максима Исповедника о двух волях во Христе. Однако именно Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для каждого христианина вопросов.

3 неделя (23 марта) – Крестопоклонная

gazetaglagol2014mart009

Неделя называется Крестопоклонной потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

4 неделя (30 марта) – преподобного Иоанна Лествичника

gazetaglagol2014mart051

В Богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает всем христианам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника. Всю свою жизнь преподобный провел в монастыре, расположенном на Синайском полуострове. В 75-летнем возрасте Иоанн против своего желания был возведен в должность начальника Синайской обители. Монастырем он управлял недолго, всего четыре года. Но именно в это время им была написана удивительная книга — «Лествица». Написанная 13 веков назад, книга до сих пор пользуется популярностью у христиан во всем мире. Причина такой популярности — удивительно простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни.

Продолжение в следующем номере

подготовила:
Татьяна КРАВЧЕНКО