Пресвятой Богородицы

Преподобный Иоанн Дамаскин

2937-2939

Приидите все народы, весь род человеческий, всякое племя, возраст и чин, радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники — когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину — проводили со всякою почестию дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося им каждый посильные дары; то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость? Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым; так и Творец — Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославим разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству.

Но почему Дева-Матерь родилась от бесплодной? Потому что чудесами должно было приготовить путь к главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица должна родиться от Анны, то природа не дерзала противиться семени Благодати, но оставалась бесплодной, до времени, пока Благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить «Перворожденного всей твари, …в Нем же все… состоится» (Кол. 1:15, 17). О блаженная чета, Иоаким и Анна! Вся тварь обязана вам благодарностью. Чрез вас она принесла Творцу дар всех даров драгоценнейший — чистую Матерь, единую — достойную Творца. О всеблаженные чресла Иоакима, из коих произошло Святейшее семя! О чистейшая утроба Анны, в которой тихо зачался, образовался, и из которой родился плод святейший! О чрево, носившее в себе одушевленное небо, всех небес пространнейшее! О земля, принесшая обилие хлеба животного, как Сам Христос сказал: «если зерно пшеничное упавши на землю не умрет, то едино пребывает»! (Ин. 12:24).

О сосцы, вскормившие Кормилицу Питателя мира.

О чудеса чудес! О явление всех удивительнейшее! Такими-то чудесами должно было предуготовить путь к неизглаголанному и снисходительному воплощению Божию. Что ж далее скажу? Мой ум выходит из себя самого: то страх, то удовольствие занимает душу; сердце волнуется, язык немеет. Изнемогаю от восторга; падаю пред величием чудес. Но сильное чувство сделало меня вдохновенным; умолкни страсть! удались страх! взыграй цевница духа: «да возвеселятся небеса и радуется земля»! (Пс. 95:11).

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – Иисус Христос, Сын Божий! Ему слава со Отцом и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь.

* * *

Преподобный Иоанн Дамаскин (~675–до 753)

2937-2938

Родился около 675 года в семье советника дамасского халифа Абдалмелеха (682–703 г.) по имени Сергий. Был воспитан пленным монахом и после смерти отца занял его место при дворе. Вступил в спор вокруг иконопочитания, написав три слова в его защиту. По преданию, за это он был оклеветан перед халифом, который вначале приказал отсечь ему руку, но затем увидел обман и вновь приблизил Иоанна к себе, однако тот предпочел удалиться в монастырь св. Саввы Освященного.

Здесь он написал большинство своих гимнографических работ, ставшие основой современного православного богослужения. Известно, что его возвели в сан пресвитера, несколько раз его арестовывали за ревность к христианству, но подробности поздних лет его жизни, как и дата кончины, неизвестны.