[lead]Как можно изобразить смерть, это метафизическое явление? Как можно изобразить душу, которую никто не видел? В православной иконографии есть событие, изображающее собой и смерть, и победу над ней. Это икона Успения Пресвятой Богородицы.[/lead]

Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.

Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.

Византийская иконография Успения Богоматери в своей канонической форме сформировалась к концу X в. Успение Богоматери символизирует попрание смерти и рождение в жизни будущего века.

Композиция иконы разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней изображен Спаситель с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими Ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века.

На иконе мы видим тело Богородицы, возлежащее на пурпурном одре. Стоит вспомнить, что в византийской традиции пурпур – исключительный символ императорского достоинства.

Тело Богородицы изображено в привычных одеждах Ее времени.

Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Петр совершает каждение перед телом Пресвятой Богородицы. Апостол Иоанн в скорби припадает к одру – именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери (Ин.19:26-27).

Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери при ее успении.

Над всем этим возвышается фигура Спасителя, которая по традиции изображена больше остальных. В руках Христа находится душа Его Матери, которая изображена в виде спеленатого младенца — это символ рождения в вечную жизнь, а значит, победа над смертью. Ведь само название праздника — Успение (греч. «????????») означает «сонное состояние».

Таким образом, иконография праздника Успения предлагает нам новое измерение конечной участи человека: полное отсутствие смерти. Смерти нет, но есть всего лишь сон, который плавно переходит в вечную жизнь в Царстве Небесном. Этот иконографический образ, как и само событие Успения Божией Матери, является определяющим и достоверным фактом загробной участи каждого человека. Душу каждого человека, кто прожил на земле праведно, с таким же трепетом и любовью принимает в свои руки Христос, с каким Он принял душу Богоматери. Следовательно, праздник Успения Божией Матери являет нам собой не только пример праведности и необычайной святости Матери Божией, но и является мотивацией для праведной христианской жизни.

текст:
иерей Константин АНИКИН