«Похвала Кагану нашему Володимеру, от него же крещени быхом»
Митр. Илларион. Из «Слова о Законе и Благодати»

[lead]В чем причина странных, порой не связанных друг с другом выступлений общественности против церковных или околоцерковных инициатив и проектов? Конечно, во-многом в реалиях сегодняшней церковно-приходской и священно-иерархической жизни. Но и сегодняшние реалии возникли не сегодня. Многие из них – лишь развитие определенных предпосылок.[/lead]

2656-2657

В XVII веке даже не смена, а всего лишь «исправление» веры породило раскол, который длится вот уже четвёртую сотню лет. Рассуждая о «выборе веры» князем Владимиром, мы должны помнить, что считаем тех жителей Киева и других городов и весей Руси своими предками, а себя их наследниками. И в этом смысле даже христианские письменные источники подтверждают родство староверов и жителей Киевской Руси. В Житии Константина Муромского восторженный летописец сообщает, что жители Мурома, видя военную мощь подошедших их «крестить» полков князя Константина, готовы были подчиниться и платить дань, но просили оставить им «старую» (то бишь их языческую) веру. После ряда казней Константин получил Муром, а выжившие муромцы стали христианами. Как вы догадываетесь, были и не выжившие. Про Новгород промолчим. В «… Ростове, где крещение прошло, по-видимому, без особых инцидентов, очень скоро наступила жестокая реакция. Первые два ростовских епископа сбежали оттуда…; против третьего… поднялся бунт…; только четвертому епископу … удалось «предать огню» все идолы, стоявшие в Ростове и его области… Если так было в городах, то в селах и лесах было, вероятно, еще хуже…» (Н.М. Никольский. «История русской церкви», М., 1985).

Есть основания утверждать, что «деяния» князя Владимира, вне всякого сомнения, вызвали ряд протестов и бунтов. Об этом говорит и повествование о крещении Киева. «Когда поволокли идола в Днепр, то народ плакал», – читаем у С.М. Соловьева. Это плакали наши с вами предки.

Поэтому есть основания утверждать, что «деяния» князя Владимира, вне всякого сомнения, вызвали ряд протестов и бунтов. Об этом говорит и повествование о крещении Киева. Воины князя сопровождали брошенный в Днепр идол Перуна до порогов, чтобы его никто не выловил. Значит, были желающие выловить, сберечь и верить по-старому. «Когда поволокли идола в Днепр, то народ плакал», – читаем у С.М. Соловьева. Это плакали наши с вами предки.

То, что выбор христианства не есть плод религиозного, а по Нестору, «эстетического» озарения Владимира, подтверждают и отечественные, вполне православные историки. Например, М. Э.

Поснов в работе «Период вселенских соборов» констатирует, что «русские славяне,.. много беспокоили своими частыми нападениями Византию, как, например, в 865 г., при патриархе Фотии. Византия стремилась обратить их в христианство и чрез это обезопасить себя от них». Империя стремилась себя обезопасить, и делала это разными путями. Сначала удавались лишь торговые договоры, потом князь Аскольд, затем сама великая княгиня Ольга крестилась при весьма торжественной обстановке, с именем Елены. Затем её внук, великий Князь Владимир, завоевавши Херсон Таврический, потребовал руки царевны Анны, причем дал обещание (!) креститься, что и исполнил в 988-ом году. Сказал и сделал.

Да простит мне читатель мой «временноконтинуумный» кретинизм, но пожелание: «кто хочет быть другом князю – приходи на Днепр и крестись» – сегодня (уверен, что и тогда)вызывает вопрос: князю обязательно нужна моя дружба? Если я не хочу с ним дружить, то он возьмет свое моим трупом?

Так в чем причина сопротивления церковным проектам? Вот и на Воробьевых горах ситуация опять же недемократичная. Москвичам и гостям столицы предлагается выбор: либо памятник князю-крестителю будет стоять «спиной» к Москве, либо к москвичам, любующимся Москвой. Но стоять будет, и все тут.

PS: 24 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий II в своём докладе сказал: «Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой».

текст: Данила МОРОЗ