церковной истории

[lead]Музей отличается от выставочного зала тем, что всегда имеет собственную коллекцию, которую сначала надо собрать и систематизировать. Некоторые церковные музеи на территории Сибири возникли благодаря роскошным коллекциям, преподнесенным в дар епархии. Но чаще всего музейный фонд начинает формироваться по крупицам, как приложение к местной церковной летописи в виде письменных документов и других артефактов.[/lead]

На фото А. Лыкова – последняя из рода Лыковых (младшая в семье), родилась в тайге 15-апреля 1945-года.

На фото А. Лыкова – последняя из рода Лыковых (младшая в семье), родилась в тайге 15-апреля 1945-года.

«Музей истории Православия на земле Кузнецкой» возник четыре года назад ради сохранения исторической памяти о столетиях церковной жизни в пространстве Кузбасса. Ядром музейного собрания стали архивные документы, старопечатные книги, литые и «писаные» иконы, уникальные фотографии. Постепенно этот материал классифицируется. И подобно тому, как в кино из отдельных эпизодов монтируется цельное произведение, строятся музейные разделы. Один из них представлен в постоянной экспозиции под названием «Патриархи в Кузбассе» и посвящен последним двум десятилетиям церковной действительности. Конечно, в основе музейной выставки должен быть историко-культурный принцип, предполагающий последовательное размещение материалов, иллюстрирующих смену эпох церковного бытия от Средневековья к Новому времени. Но пока не для всех разделов уже собрано достаточное количество документов и предметов, чтобы представить развернутую характеристику каждой из прошедших эпох. Необходимо обогащать фонды.

Юг Кузбасса насыщен памятными местами, они несут в себе следы событий, связанных с историей церковной жизни. А самое главное, там можно встретиться со свидетелями этой истории. И в этом случае прошлое и настоящее сильно сближаются, вершатся как бы сейчас, прямо на глазах.

Музей нашей митрополии с большой благодарностью принимает от посетителей самые разные документы, книги, иконы и редкие старинные предметы. Но это происходит совсем не часто. И тут важнейшим источником пополнения коллекции должны быть экспедиционные поездки, когда происходит живое общение с людьми, способными откликнуться на нужды музея.

В конце лета этого года одна из таких поездок состоялась. Мы вместе с Л.С. Алексеевой, заведующей музеем истории Православия, посетили Таштагол. Юг Кузбасса насыщен памятными местами, они несут в себе следы событий, связанных с историей церковной жизни. А самое главное, там можно встретиться со свидетелями этой истории. И в этом случае прошлое и настоящее сильно сближаются, вершатся как бы сейчас, прямо на глазах.

У нас было всего три дня, чтобы познакомиться с интересными людьми, понять, к кому обратиться за нужной информацией и, может быть, найти какие-то важные артефакты. И нам повезло.

Очень плодотворным оказалось общение с настоятелем церкви св.вмч. Георгия Победоносца, от. Иоанном Генсеруком. Встретившись с нами в конце Литургии и узнав о наших поисках, батюшка обратился к своим прихожанам с призывом подарить музею митрополии те церковные раритеты, которые, возможно, сохранились в их семьях. Сразу же на это откликнулись три прихожанки, удивительные женщины, поверившие в то, что музей – достойное пристанище для их иконочек и книг. Они принесли нам свои реликвии, сняв их с домашних божниц и полок. А сам отец Иоанн подарил нам икону Корсунской Божией Матери, не древнюю, но очень хорошего письма, которую есть надежда реставрировать с помощью высококлассных специалистов иконописной мастерской епархии. Мы очень благодарны о. Иоанну и его прихожанкам, рабам Божиим У.П. Стахеевой, Р.Г. Вдовиной, Л.А. Бобылёвой.

Нас весьма интересует и жизнь старообрядческих согласий на территории Кузбасса. В этом отношении исключительно важный объект для изучения – судьба Агафьи Лыковой, в сознании которой сходятся две эпохи – Средние века и Новое время. Живя отшельницей в хакасской тайге, благодаря помощи А.Г. Тулеева и местной администрации во главе с В.Н. Макутой, она сохраняет родственные и дружеские связи с дорогими ей таштагольцами. Приехав, мы сразу же обратились к друзьям А. Лыковой, замечательным журналистам, О.С. Щукиной и В.Н. Тагильцеву. Они знакомы с Агафьей Карповной Лыковой уже двадцать лет. В центральных СМИ давно сформировался упрощенный образ Агафьи, в котором она предстает, в лучшем случае, как полуробинзон – полумаугли. Благодаря таштагольским журналистам, мы узнали о ней как о человеке удивительной духовной силы. К нам пришло ощущение соприсутствия, настолько убедительно, с любовью было рассказано о ней. Агафья Лыкова бесконечно верна «древлему благочестию» своих предков, хранит его дух. Вот уж кого не упрекнешь в обрядоверии. В одной из бесед с Агафьей, когда она гостила у О.С. Щукиной, был задан вопрос: «Почему же семья Лыковых добровольно решила жить в крайних лишениях таежного уединения?». Отшельница ответила: «Ведь ради Христа жили». А сейчас Христа ради обычно попрошайничают.

Быт А. Лыковой предельно аскетичный. К своим семидесяти годам она принципиально не скопила никакого имущества. У нее есть только книги, небольшие иконы, да нехитрый скарб. И все-таки она всегда что-нибудь дарит на память своим друзьям. Из таких подарков О.С. Щукина передала нам несколько предметов: сшитый Агафьей лоскутный коврик для молитвы, ее графические портреты, автограф письма.

Мы расстались с Таштаголом убежденные, что надо обязательно вернуться, чтобы, как можем, искать и находить свидетелей и свидетельства живой церковной истории.

текст: Людмила ОЛЕНИЧ