Мы знаем: если Богу было бы угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если Богу было бы угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могущественнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми.

img_429

На Кресте совершилось нечто другое — Господь явил Свое бессилие, Свою человеческую уязвимость… Это была казнь и пытка. Это была казнь и свидетельство о полной безвластности, никчемности, слабости человека. Это была позорная казнь.

Почему же всемогущий Сын Божий принял на себя добровольно этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту бесславную казнь? Для того чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отождествить себя с каждым страдающим человеком. Если бы Бог явил себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как тогда люди — … проходящие через скорби,.. — как они обращались бы к Богу, Который Сам пребывает на вершине человеческой власти? Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми бесправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, — чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи — искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает — воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет.

Это одно, очень важное, значение креста, но есть и второе значение. Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи. Человечество совершило, совершает и будет совершать множество грехов. Когда человек совершает много преступлений, его пожизненно заточают в тюрьму или лишают жизни, свидетельствуя, что никакого прощения быть не может, — преступник должен быть либо умерщвлен, либо навсегда остаться в заключении. И если собрать все грехи мира, которые были, есть и будут, то, наверное, все человечество следовало бы пожизненно заключить в тюрьму. Что же было нужно, чтобы снять со всех нас эту тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни, — чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину пред обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.

И третье. Крест — это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая постоянно пребывающая в человеческой жизни ценность, почему Господь и говорит: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя» (см. Мк. 8:34 — 9:1). То есть отвергни то, что тебе дорого, чего бы ты хотел достичь, то, что для тебя действительно важно, — отвергни, ибо это не самое главное. Возьми крест свой — не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести. Свой крест на себя возьми, свои страдания, которые тебе ниспосылаются, и следуй за Мной…

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную в Храме Христа Спасителя. 23 марта 2014 года.

Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси