Одним из особо празднуемых дней церковного календаря в октябре месяце является память преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который в Священном Писании называется возлюбленным учеником Иисуса Христа. Его преставление является одним самых загадочных событий в Священном Предании христианской Церкви.

Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев — один из двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью, евангелист, брат апостола Иакова. Апостол Иоанн — автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной Церкви: 8 (21) мая,
30 июня (13 июля) — Собор двенадцати апостолов,
26 сентября (9 октября) — преставление Иоанна Богослова.

Художественно-символически изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла; иногда представлен молодым, безбородым и длинноволосым.

Священное Писание говорит нам о том, что Иоанн, сын Заведея, вместе со своим старшим братом Иаковом до начала проповеди Христа являлись учениками Иоанна Предтечи. Так, Иоанну удалось присутствовать при встрече Крестителя и пришедшего принять от него крещение Иисуса. Когда Христос ушел, то Предтеча обратился к своим последователям, сказав, что вот Он – Агнец Божий, который возьмет на себя грехи мира. Через некоторое время Христос призывает братьев Заведеевых, которые по своей деятельности были рыбаками, последовать за Ним, обещая сделать их «ловцами человеков».

Святой Иоанн был самым молодым из апостолов и на момент своего призвания Христом наверняка даже не достиг восемнадцатилетнего возраста. Юный возраст апостола Иоанна, отличающий его от всех остальных апостолов, был хорошо показан великим итальянским художником Леонардо да Винчи в его фреске «Тайная вечеря». Для неискушенного зрителя может возникнуть мысль о том, что рядом со Христом на Тайной вечере сидит женщина, т.к. данная фигура изображена с юным лицом и длинными волосами. Подобное мнение было представлено сюжетом в фильме американского режиссера Рона Ховарда «Код Да Винчи». Однако же, эта мысль является лишь заманчивой выдумкой для яркого сюжета.

Апостол Иоанн был юношей с чистым, простым сердцем и принадлежал к числу трех ближайших учеников Христа, которые явились свидетелями явления Его Божественной силы. Так, вместе с Петром и Иаковом, он присутствовал при воскрешении дочери Иаира, преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о Чаше в Гефсиманском саду. На Тайной вечере, когда Господь, обратившись к Своим ученикам, сказал им о своем скором предательстве, то именно апостол Иоанн осмелился спросить своего божественного Учителя о том, кто же из них предаст Его. Когда Господь шел на Свою смерть и был распят, то из всех апостолов один лишь Иоанн вместе с Богоматерью и другими ученицами последовал вместе с Ним до самого распятия. Перед Своей смертью Христос поручил Иоанну заботиться о Своей возлюбленной Матери. После смерти, воскресения и вознесения Господа Иоанн взял Матерь Божию в свой дом и не покидал Иерусалим до самого Ее Успения.

После Успения Пресвятой Богородицы апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, вместе со своим учеником Прохором, направился в Эфес и другие города Малой Азии для проповеди Евангелия. Во время начавшихся гонений на христиан императором Нероном (56-68 гг.), апостол Иоанн был отведен на суд в Рим, где по приговору суда должен был выпить смертельную чашу с ядом, однако, выпив ее, остался жив, а затем вышел совершенно невредимым из котла с кипящим маслом. Впоследствии он был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил в течение достаточно продолжительного времени.

Собственно говоря, именно на этом острове апостол Иоанн, совершив десятидневный пост и молитву, сподобился Божественного Откровения. В этом Откровении Господь показывал своему возлюбленному ученику будущую судьбу всего мира и конечную участь всего человечества. В моменты Божественного Откровения Иоанн приказывал своему ученику Прохору записывать все, что он говорит. Так появилась одна из самых загадочных книг Нового Завета – Откровение, или Апокалипсис (67 г.). Однако, помимо Апокалипсиса, к этому же времени относится начало написания четвертого Евангелия.

По окончании этой ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где около 95 года было закончено написание Евангелия, которое отличалось от других синоптических Евангелий наивысшим уровнем богословия. В нем о Христе говорится как о Логосе, Слове, которое является первопричиной всего тварного. Таким образом, Святая Церковь присваивает апостолу Иоанну наименование Богослова, как великому учителю, раскрывающему великие тайны Боговоплощения и Божественного домостроительства. В Эфесе также были написаны три Соборных послания, в которых Апостол подчеркивает особое значение любви в христианской жизни.

Прожив более ста лет, апостол Иоанн удалился из Эфеса с семью своими учениками и просил похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Ученики, не решаясь ослушаться своего учителя, так и поступили. Узнав об этом, другие ученики спустя некоторое время пришли и вскрыли могилу, но не нашли тела Апостола. Затем ежегодно 21 мая на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь данного события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Многие святые, такие как Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, Иоанн Кронштадтский, высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн вместе с древними пророками Илией и Енохом будет проповедовать перед Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа.

Жизнь сего великого Апостола любви и Богослова являет пример человека, который с самых юных лет следовал за Христом, посвятив всего себя служению Ему и явив в своей жизни пример исполнения тех главных заповедей, на которых основывается все Евангелие, – любовь к Богу и ближним. Сей Апостол, проводя всю свою жизнь в чистоте с самых юных лет, проникал в великие Божественные тайны и явился их вещателем и проповедником.

текст: диакон Евгений Петров