… земли русской

9 ноября – память преподобного Нестора Летописца, и для того чтобы вспомнить о его замечательном произведении «Повесть временных лет», необходимо начать с разговора о монашестве. В истории Руси есть три черноризца, которые оказали величайшее влияние на развитие истории России. Это – преподобный Сергий Радонежский, затем преподобный Андрей Рублев, иконописец, и еще одна личность, о которой мы сегодня говорим, – это преподобный Нестор, летописец, монах Киево-Печерской Лавры.

Нестор Летописец (ок. 1056 — 1114) – древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря.

Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных.

Когда речь идет о жизни этого летописца, мы много говорим о его произведении, но сама личность как бы теряется за его великим трудом. Он очень рано появился в монастыре. В возрасте 17 лет. Для того чтобы стать монахом, возраст и в те времена не типичный. Он стяжал богатые дары от Бога и получил такое послушание – писать летопись. Он оказался грамотным, можно сказать образованным человеком. И ему было поручено создать летописный свод Киево-Печерской Лавры. Сей труд завершен Нестором, еще относительно нестарым человеком в 1070 году. И именно эта летопись легла в основу «Повести временных лет», – первой русской летописи, дошедшей до нас.

Это величайшее не только историческое, но и литературное произведение. Его слог, стиль, форма изложения послужили образцом для всех летописцев более позднего времени. По одним данным, работа над летописью была завершена в 1111 году, по другим – чуть позже. Сам преподобный Нестор относился очень бережно к написанию летописи. Он использовал огромное количество источников, все, которые только были доступны ему в XII веке. Он использовал Византийские хроники Григория Малалы, рассказы путешественников, торговцев, воинов. Он бережно всё это собирал, изучал, проверял и только потом приступал к написанию летописи.

Сей великий труд был выполнен, безусловно, не без благословения Господня. Это основополагающий исторический документ, ставший основой всей российской историографии. К сожалению, в последнее время часто приходится слышать, что документ этот на самом деле более поздний и придуман он более современными историками, для того, чтобы возвысить культурное значение Руси в европейской, да и в мировой истории.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI века Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нём не имеется.

«Повесть временных лет», которую написал преподобный Нестор, уникальна, позже во многих княжествах стало очень модно писать свою летопись. Каждый князь, Рязанский, Новгородский, Суздальский, заказывал летопись, чтобы увековечить себя, свои деяния.

И поэтому считать «Повесть…» фальсификацией более позднего времени нельзя. Ведь большинство этих летописных сводов не просто ссылается на этот авторитетный источник, но и зачастую включает его в свой состав как предыстории более поздних деяний. Да к тому же зачастую эти летописцы использовали стиль написания, почерпнутый именно из этого произведения. Хотя, конечно, стиль и содержание этих более поздних летописей зачастую диктуется их заказным характером. Обязательно в тексте должен был прозвучать род, к которому князь возводил свою генеалогию и т.п.

Надо сказать, что преподобный Нестор Летописец не является хронистом в узком смысле этого слова. Всё-таки все источники, что прошли через горнило его таланта, не просто переписаны и изложены, зафиксированные в них факты. Он ещё дал им свою авторскую оценку. Личность писателя, личность историка мы видим в строчках его произведения. Его оценка – это оценка не равнодушного писца, фиксирующего то или иное историческое событие, но горячая оценка человека, болеющего за судьбы своей страны, своей родины. Он оценивает то или иное событие с точки зрения того, как повлияло оно на развитие Руси, к пользе или к беде. Как оно вошло в канву развития европейской истории.

Он не описывает историю Руси как сиюминутное проявление исторической реальности, но оценивает её как неотъемлемую часть всемирной истории. Более того, как монах, как человек верующий, он указывает на то, что развитие всемирной истории ведёт к спасению человечества. И в этом контексте для него нет авторитетов. Он дает нелицеприятную оценку деятельности любого исторического лица, давно умершего или ныне здравствующего. И оценивает его исключительно с точки зрения соответствия деяний исторического лица, князя, воина, героя христианским заповедям и добродетелям.

Сегодня в Киево-Печерской Лавре открыт доступ к мощам преподобного Нестора Летописца. И всегда у гробницы, раки с мощами находятся букеты белых цветов. Когда бы вы туда ни пришли: зимою, летом, весной или осенью. Это символ того, что мы помним и знаем преподобного Нестора Летописца и ценим его труды.

Текст:
протоиерей Михаил Тишкин