Мы часто не понимаем, что есть аргументы, которые нам кажутся убедительными, но на самом деле для нецерковных людей они совсем не имеют значения.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев) Из статьи «О том, чем полезен известный критик христианства Умберто Эко».

2016march00003

23 февраля в Милане состоялись похороны итальянского мыслителя, семиотика и писателя Умберто Эко. Его фамилия – это аббревиатура от Ех Caelis Oblatus, то есть «дарованный небесами». Его дед был подкидышем, и в таких случаях в Италии в начале XX века выбирали фамилию по первым буквам латинского изречения. Отец Умберто Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье, он хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу, и в 1954 году успешно его окончил. Эко был воцерковленным католиком до двадцати двух лет. Он даже возглавлял молодежную секцию в «Католическом действии» маленького города Александрии, когда жил там. Дипломная работа Умберто Эко была об эстетике известного теолога средневековья Фомы Аквинского. Уже в зрелом возрасте он выступал в поддержку возвращения Библии в школьную программу, независимо от конфессиональных вопросов: почему наши дети обязаны знать все о героях Гомера и ничего не знают о Моисее? Умберто Эко работал на телевидении, был обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо» (итал. L’Espresso), преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Эко профессор Болонского университета, почётный доктор множества иностранных университетов, офицер французского Ордена Почётного легиона.

Чем же интересен нам этот агностик и критик христианства?

Главное художественное произведение, которое прославило Умберто Эко – роман «Имя Розы» посвящен Католической Церкви, точнее Святой инквизиции, еще точнее Средневековью как некоему сакральному пространству. Попробуйте поговорить с любым католическим священником или просто воцерковленным католиком об этом романе, и он будет яростно доказывать, что то, как выглядит Католическая Церковь в романе – это пасквиль и ложь. Хотя лично у меня не было впечатления, что Церковь изображена без должного уважения. Просто вся ткань романа как бы соткана из реальных богословских споров того времени (XIII-XIV вв). А в пылу полемики и поиска божественного смысла трудно уследить за тем, как ты выглядишь со стороны. Роман сам по себе ироничен, но в то же время это блестящее произведение искусства. Автор жонглирует отточенными образами и создает атмосферу, настолько жизненно достоверную, что начинаешь верить: да, именно так все и было.

Еще одно из многочисленных дарований Эко – это его любовь к парадоксальным афоризмам. Некоторые из них гуляют по просторам Интернета без указания на автора, хотя они родом из все того же романа: «Библиотека содержит свидетельства истины и свидетельства лжи», «и инквизитор бывает орудием дьявола» и др.

Вообще, когда кто-то из моих знакомых начинает «проходиться» по поводу моей религиозности и веры, пытаясь убедить меня в том, что я заблуждаюсь, я всегда вспоминаю остро отточенные аргументы и силлогизмы Умберто Эко. Что и как он говорит о христианстве вызывает не отторжение, а желание еще раз задуматься и проверить себя, есть ли у меня такие же весомые аргументы и слова соответствующего уровня интеллектуальной и художественно-изысканной выделки? Обладаю ли я такой же бездной знаний об объекте спора, как он? Когда мы говорим «Ренессанс», мы имеем в виду в первую очередь человека этой эпохи – гениев Данте, Леонардо, Микеланджело. Но ведь чтобы прикоснуться к этой эпохе и почувствовать ее нерв, ее эмоциональную наполненность, наверно, и самому надо отчасти быть человеком Ренессанса. Протест, которым наполнена эта эпоха, был направлен в первую очередь против того Средневековья, которое таилось в стенах католических соборов, в подвалах инквизиции, в монастырях и кельях. И Умберто Эко идеально подошел бы для того, чтобы стать выразителем этого протеста.

Его фамилия – это аббревиатура от Ех Caelis Oblatus, то есть «дарованный небесами». Его дед был подкидышем, и в таких случаях в Италии в начале XX века выбирали фамилию по первым буквам латинского изречения.

Но в то же время он все-таки наш современник. Он много говорит об окружающей его действительности: о Европе и эмигрантах, о войне и мире, о фашизме и сионизме. Он говорит об искусстве и искусстве понимать искусство. Очень много интереса вызвала у публики его работа «Диалог о вере и неверии». Это диалог писателя с кардиналом Карло Мария Мартини.

В самом начале Эко предложил кардиналу «целиться повыше», и то, что они обсуждают, не скандальные истории со священниками, это не проблемы с признанием однополых браков или абортов, они говорят об исторических процессах, парадигмах существования религии в современном мире.

Невольно начинаешь понимать, что только теперь, когда ни христианство, ни воинствующий атеизм не могут силою заставить своего собеседника принять противоположную позицию, такой диалог стал возможным.

Замечания и мысли – как пробный камень, на котором он оттачивает христианские представления и догмы. Если наша вера настолько слаба и не подкреплена мыслью, то какова ей цена? Даже не мыслью, а мудростью, которая дается только на самом деле Божественной благодатью.

«Человек – единственное животное, способное лгать» – это еще один из афоризмов Эко. Но ведь способность лгать дает ему возможность придумывать, а значит – творить. Человек, по мнению писателя, не просто лжет, он ищет смысла, то есть понимания, того, чего он не может понять.

«Нельзя сказать, что неверующий ни во что не верит. Он просто не верит во все подряд. Или верит только во что-то одно в каждый момент времени. И готов поверить во что-то другое, только если оно исходит из первого. Он узколоб и методичен, избегает широких горизонтов. Если вы верите в две вещи, никак, по-видимому, между собой не связанные, поскольку полагаете, что какая-то скрытая связь между ними все-таки должна быть, — это и есть способность к вере», – пишет Эко в романе-памфлете, романе-лабиринте «Маятник Фуко».

Этот роман о том, что вера, как и неверие, может стать силками, в которые попадается душа человека и потом не может выпутаться из них. Вспомним, сколько людей, увлекшись оккультными идеями, становились жертвами сект, сходили с ума, гибли. Вспоминая об этом, невольно приходишь к мысли, что человечеству нужна прививка здорового скептицизма, которой и было творчество Умберто Эко.

Один из героев его романа говорит о себе :«Я скептик». – Нет, – отвечает его собеседник, – вы просто недоверчивый, сомневающийся, а это другое. И потому жаль, что ушел тот, кто своим сомнением помогал нам утвердиться в вере.

текст: Михаил ЛОГУНОВ