Психологическое насилие в семье: …
… нужда или прихоть?
25 ноября – Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В 1999 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам, международным организациям и неправительственным организациям проводить в этот день мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к этой проблеме. В послании Генерального секретаря отмечается: «Насилие в отношении женщин причиняет невыразимые страдания, горе семьям, от которого страдают и стар и млад, и доводит общины до обнищания. Оно не позволяет женщинам использовать все свои потенциальные возможности, ограничивает экономический рост и подрывает развитие». Исторической предпосылкой учреждения этой особой даты стало событие, произошедшее в 1960 году в Доминиканской Республике. По приказу доминиканского диктатора Рафаэля Трухильо были зверски убиты три сестры Мирабаль, которые были политическими активистками. Что же понимать под насилием над женщиной сегодня в нашем обществе, и какие формы оно может принимать?
В настоящее время в большинстве стран мира приняты специальные законы, направленные на борьбу с насилием в семье. Среди них почти все страны Европы, Австралии, Северной и Южной Америки, отдельные страны Африки. Чаще всего речь идет о законах, преследующих психологическое насилие. Однако в России специальных законов по защите от бытового насилия не предусмотрено.
Необходимо ли в России вводить законы, которые бы ограждали женщин от насилия в семье?
Существует два вида насилия: физическое (рукоприкладство например) и психологическое – оскорбления, запреты, постоянный контроль и тому подобное. В среднестатистической российской семье насилие психологическое встречается гораздо чаще, чем насилие физическое. Это и понятно: сложно представить себе семью, в которой не было бы запретов, контроля, давления со стороны одного из супругов. Кого именно — мужа или жены – это уже другой вопрос: в семье с патриархальным устройством психологическое давление оказывает мужчина, с матриархальным — женщина.
Есть и третий, довольно редкий вариант – равноправные отношения. Но, поскольку такая система семейного уклада ещё недостаточно сформировалась, говорить о ней мы в нашей статье не будем. Равно, как и о семьях с матриархальным устройством, поскольку речь сегодня о насилии над женщинами.
Какую бы сферу жизни мы не рассматривали, везде должен быть человек, ответственный за конечный результат любого дела, то есть глава. В нашем случае эта сфера – семья; дело – счастливое сосуществование, обеспечение домочадцев всем необходимым и воспитание детей; а глава в нашем случае мужчина. Человеку по определению физически более выносливому легче не только руководить всем сложным механизмом жизни семьи, но и решать бытовые, социальные, финансовые проблемы, с которыми супруги сталкиваются в процессе жизни. Но бывает и наоборот, когда все эти функции выполняет женщина (в том числе в неполной семье).
«… да убоится жена мужа своего». Что это значит? Словом убоится переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греч. phobitai, которое имеет несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. Слав. глагол «боятися» также имеет эти значения. Апостол, несомненно, имел ввиду этот смысл. В этом легко убедиться, если прочитать стих полностью: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(5.33) Мужу заповедано любить жену как самого себя. Такая любовь исключает отношения господства и страха. Мы еще больше утвердимся в таком понимании, если внимательно прочтем всю пятую главу и последние стихи предшествующей: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (4.30-32). С 23 стиха 5 гл. апостол говорит о том, что христианский брак строится в образ отношений между Христом и Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5.25).
Сложно представить правителя, который бы добивался удачного и эффективного правления без применения психологического насилия. Сложно представить, что человек, ответственный за сохранность, жизнь и здоровье домочадцев, не будет осуществлять психологическое давление в виде запретов и указов, наставлений и нравоучений и т.п. Таким образом, получается, что психологическое «насилие» иногда необходимо и далеко не всегда так страшно, как о нём пишут.
Разумеется, речь не идет о ситуациях, когда глава семьи переступает грань. Это могут быть и личные оскорбления, и ярко выраженное презрение, и неадекватная критика, и необоснованная ревность, и тотальный контроль.
И это действительно проблема. Вопрос в том, что в современном российском обществе глобальных ее исследований никто не проводил; так же, как и границ этого самого психологического насилия никто не определял, поскольку сфера эта очень тонкая. А потому, можно ли с уверенностью говорить о необходимости создания специального, отдельного закона?
Но факт остается фактом: психологическое насилие в российских семьях есть, и самое последнее дело — прикрывать свои агрессивные наклонности Священным Писанием. Ведь гендерный вопрос никогда не стоял в Евангелиях: наш Господь, Иисус Христос, никогда не делал различий между мужчинами и женщинами, помогал и исцелял как тех, так и других.
В то же время сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (первое послание к коринфянам святого апостола Павла). Данные строки Писания устанавливают для любого христианина определённый и вполне конкретный уклад семьи – патриархат, который признаётся Церковью как верный. Тем не менее, женщина во главе семьи не является чем-либо греховным и не осуждается, несмотря на то, что является менее приемлемым вариантом в православном вероучении.
И как уже говорилось, справляться с семейными делами невероятно тяжело, если не применять меры, которые кому-то могут показаться насильственными. Но в этом и есть суть любого правления, в том числе и руководства семьёй, стоит только представить, какие тяжбы приходится переносить тому, кто берёт на себя такую огромную ответственность, как перед Богом, так и перед государством и обществом – возглавлять здоровую семью. И людей, которые не боятся такой ответственности и мужественно принимают её, нужно поддерживать и уважать.
Что же касается нехристианских проявлений так называемой «любви» – бьет, значит, любит — для них уже существуют соответствующие статьи законов, которые регулируют неприкосновенность не только женщины, но и любого жителя России.
Специалисты в области защиты прав женщин нередко говорят о том, что представительницы прекрасного пола, даже будучи подвергнутыми насилию со стороны мужа, не заявляют на своих супругов, надеясь, что он исправится и образумится. Если же и решаются на такой сложный шаг, то их заявление могут просто не принять в полиции. То есть закон в этой ситуации часто не работает. И почему бы тому же самому не случиться с новым законом, защищающим права женщин в семье?
Все эти размышления не повод сидеть на месте и ничего не делать. Насилие в семье, будь оно физическое, или психологическое, надо искоренять. Кстати, женщины, подвергшиеся насилию, могут получить поддержку в любом православном храме, поговорив со священнослужителем. Мало того, в Кузбассе существует несколько центров помощи женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, адреса которых вам также могут подсказать в храме.
И конечно, не забывайте молиться, ибо сказано: «Просите – и получите, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют» (Матфей, гл. 7, ст. 7).
текст:
Дмитрий Реттих
Комментарии закрыты.