Для людей, далеких от Церкви, малопонятно словосочетание «крестный ход» . Куда ход, зачем ход? Крестный – это как? Многие молодые путают с крестовыми походами. Люди с образованием припомнят знаменитое репинское полотно «Крестный ход в Курской губернии», или еще того хуже «Сельский крестный ход на Пасху». В общем, светская точка зрения – «фанатизм и мракобесие».

glagol_2016_08_0009

Начнём с разъяснений. История у крестных ходов очень давняя. Иисус Христос нес Свой Крест на Голгофу, страдал за нас. И нам должно быть в радость пострадать, потоптать ноги в несении своего, пусть небольшого, но креста, как бы подражая тому самому Христовому крестному пути.

На самом деле Церковь давно уже видит в этом пути богослужебное действие – одну из разновидностей литии. «Лития – в переводе с греческого – коленопреклонение, усердное, всенародное моление. Так называется моление, совершаемое в притворе храма или даже совсем вне храма, чтобы в сем молении могли принять участие все православные – и оглашенные, и запрещенные, и чтобы таким образом оно буквально было молением всенародным – литиею». «Краткий Церковно-Богослужебный словарь» (Сочинение прот. Александра Свирелина, М.: 1916 г.)

Откуда же взялся такой весьма необычный, выплескивающий богослужение на улицы молебен? Предание доносит, что еще в 4 веке Иоанн Златоуст возглавлял шествие верных христианскому учению по ночным улицам Константинополя, охваченного арианской еретической заразою, со свечами, с крестами, с громовым хоровым пением. Вот, наверно, жители города сердились, что им спать не дают. Но тем не менее помогло: ересь была повержена. С тех пор ходы часто применяют для избавления от чего-либо. От непогоды, неурожая, эпидемии, от нашествия врагов и тому подобное.

Вообще шествие как символ победы, кажется, было всегда. Можно ли назвать исход евреев, ведомых Моисеем из Египта, – шествием? Наверное, да. А то, как те же евреи обходят стены древнего Иерихона и те падают? Тоже да. И язычники не чурались этого эффектного обычая. Вспомните триумфы римских императоров. Торжественный въезд в город в сопровождении пленных рабов, трофеев и прочих атрибутов победы.

Недаром большевики, да и некоторые личности так опасаются крестных ходов. Особенно несанкционированных. «А вдруг то, чего хотят эти крестоходцы, возьмет да и исполнится!»

Все шествия, о которых мы упоминали имеют ярко выраженное историческое, социальное значение. Но мы-то с вами живем в эгоистический век. Каждый замотан в свой кокон, в паутину Интернета, который словно создан из одних бесконечных селфи. И первый вопрос, который висит на кончике языка: «А мне-то на что?»

Если не верить, то конечно, ничего. Просто постойте в сторонке и посмотрите. Посмотрите на этих людей, которые идут с молитвой на устах, радуются и надеются. Идут старые и молодые, целыми семьями, с детьми и сами по себе. У каждого своя мольба, но идут-то все вместе. Давайте их послушаем:

Марина Михайлова из г. Мариинска, участница Федоровского крестного хода:
«Это индивидуально, в сердце, не расскажешь словами. Это сфера больше духовная, чем чисто материальная. Идем, молимся, Господь сил прибавляет. В этом есть какой-то смысл, что вместе все, с батюшками идем. Это тоже как-то влияет. Я верю, что это – Царский ход. Наверно, старец Феодор Томский – это все-таки царь Александр I.

Мы к нему идем. Он нас ждет. И, когда придем, по молитве желания наши исполнит».

Галина Кузнецова из г. Белово, участница Федоровского крестного хода:
«Не начало спасает крестного хода, а конец. Сегодня день закончился переправой через реку. И нужно ее пройти. Если ты это совершил, значит, ты с чистой совестью целый день прошел ради Господа. И мы идем крестным ходом не только ради своей семьи, ради своих родственников. Я иду ради России моей, ради Отечества. Чтобы у нас все было хорошо. А самая главная цель у нас – Небесное отечество обрести, если будет на то воля Божия. Наш главнокомандующий – Иисус Христос – нас ведет. Мы за ним идем и верим – будет спасение. Главное, что с Ним, с Господом».

Клавдия Солнышкова, участница Алексиевского крестного хода:
«Я хожу за молитвой, в крестном ходе душа сильнее на молитву откликается, чем в храме. Нет таких отвлечений, и сама природа способствует углублению в молитву, большему волнению, что ли. Когда молишься, забываешь, сколько километров ты прошел».

Александр Антонович, г. Кемерово, участник Алексиевского крестного хода:
«Я сюда хожу, как в детство. Я вырос здесь, в Кучуме. А теперь и деревни не осталось. И причины, чтобы сюда ехать, нет никакой. Только вот этот крестный ход к бывшему здесь когда-то Алексиевскому монастырю. Вот и хожу, вспоминаю и молюсь, конечно».

Мы упомянули только два: 5-ти дневный Федоровский крестный ход из Анжеро-Судженска в г.Томск к праведному Федору Томскому; Алексиевский по маршруту Ермаки -Кучум в память о насельницах женской Алексиевской обители, находившейся там. А ведь еще был крестный сплав. Икона Покрова Богоматери над землей Кузнецкой проплыла по Томи через всю область от края до края. И были еще несколько ходов: Ильинский, Верх-Падунский, в с. Усть-Серта. И все это не где-то там, где есть известные всему миру святыни и прославленные чудотворные иконы, которые исполняют молитвенные пожелания. А здесь, у нас, рядом. Люди идут, значит, им нужно, и это не просто передвижение из одного места в другое.

Кто-то сказал, что крестный ход – это не просто километры, это путь души. В суете повседневной можно ли пройти его, не сворачивая на какие-то посторонние сиюминутные тропки заботы? «Душа обязана трудиться», – сказал поэт-революционер Заболоцкий. Так вот, чтобы душа трудилась, надо иногда, чтобы тело тоже вкалывало, передвигало ноги, преодолевало подъемы. Жара – жажда. Или наоборот. Хорошо если не ударит ливень или пронизывающий ветер. Физически это, конечно, трудно. И правильно, что трудно. Так и должно быть. Желания без труда со стороны желающего – просто подарок. И сильно ли мы ценим подобного рода подарки?

Так что подождите осуждать и крутить пальцем у виска вслед процессии с хоругвями. На всякий случай помните: если припрет, не дай Бог, конечно, то на все пойдешь, чтобы исполнилось желание твое самое заветное, выстраданное, вымученное, намоленное. Так, может, не ждать, когда «припрет», а попробовать пройти вместе со всеми крестным ходом?

Крестный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).

* * *

В XX веке в Русской Православной Церкви появилась форма неканонического крестного хода («крестного лёта»).

С.В. Фомин (историк) сообщает, что 8 декабря 1941 года чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском был на самолёте обнесён кругом Москвы и спас Москву от врага.

9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобождён и г. Тихвин.

текст: Михаил ЛОГУНОВ