Радуйся, Благодатная!
7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Дни Великого поста – особые дни, когда Церковь призывает нас к смирению и покаянию, когда мы вместе переживаем постные седмицы, перечитываем Евангелие, с болью в сердце подходя к событиям Страстной недели, надеясь на Воскресение Христово в сердце своем. И вдруг в торжественное и скорбное течение дней Четыредесятницы приходит к нам, вместе со словом Евангелия от Луки, благая весть, великий праздник – Благовещение, праздник, словно меняющий линейное движение времени, день, в который мы говорим и вспоминаем не крестные страдания Христа, а самое начало истории Его воплощения.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа – Сына Божьего и Спасителя мира. Мария в недоумении спрашивает у него, как может родиться сын у той, которая не знает мужа, на что получает ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Святитель Илия Минятий. Из слова на Благовещение Богоматери:
Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.
И чудо состоит не только в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто «вселяется» в Деву. Через Архангела Гавриила Он смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: «да будет Мне по слову Твоему», – лишь тогда Слово становится плотью.
Так начинается евангельская история. Впереди – Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…
Православные особо любят этот праздник, он вдохновляет поэтов, писателей, художников разных эпох, он вдохновляет простых людей. Так, в рассказе Ивана Шмелева «Благовещение» из книги «Лето Господне», мы читаем о трепетном отношении мирян к празднику: «Мы идем от всенощной, и Горкин все напевает любимую молитвочку – «…благодатная Мария, Господь с Тобо-ю…». Светло у меня на душе, покойно. Завтра праздник таков великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых…»
Главная тема романа «Лето Господне» – тема исторической и родовой памяти. Шмелёв считал, что мир будет незыблем до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. Это делает мир одухотворённым, «обожествлённым», а значит, осмысленным. Соблюдение древнего порядка помогает человеку быть нравственным. При таком понимании ежедневные будничные дела исполняются смысла. Через будничное проявление жизни детская душа постигает Бога: «Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».
В славянской народной традиции Благовещение – «самый большой у Бога праздник», даже «птица гнезда не вьёт», «на Благовещение весна зиму поборола». При начале весны – в день благой вести о воплощении Солнца Правды – Христа, как и на праздник его Светлого Воскресения, у русских возник обычай выпускать птиц на волю из клеток. «В день Благовещенья // Улыбаюсь до вечера, // Распростившись с гостями пернатыми. // – Ничего для себя не надо мне!», – восклицает Марина Цветаева.
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Закончим словами, сказанными святым праведным Иоанном Кронштадтским, произнесенными на Благовещение Пресвятой Богородицы:
«Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести».
Благовещение
Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.
О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.
Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.
Валерий Брюсов
текст: Татьяна КРАВЧЕНКО