2016february00007

12 февраля в Гаване – столице Кубы – произошла встреча, названная всеми СМИ «исторической». Впервые встретились предстоятели Римской Католической Церкви и самой крупной Православной Церкви – Русской. Встреча Папы Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала самым обсуждаемым событием в жизни христиан за последнее время. Не смогли обойти его стороной и мы.

2016february00042

Немного истории

Истории расхождения двух ветвей христианства достаточна давняя. Не все в ней просто и понятно для человека непосвященного в догматические тонкости. Год, от которого отталкивается современная пресса, называя его годом раскола, – 1054. Основными причинами раскола были вероучительные, догматические отступления Римской Церкви. Были и политические факторы: борьба за влияние на сильных мира сего, за первенство над умами большей части представителей рода человеческого. И не удивительно, что попытка договориться по каким-то не Богословским, а хотя бы по политическим вопросам названа «исторической»

16 февраля в Кемеровском епархиальном управлении состоялось обсуждение этой исторической встречи. В качестве спикеров были приглашены руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Кемеровской епархии протоиерей Александр Гусаков и священник прихода Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии Римско-Католической церкви г. Кемерово отец Павел Юрковский.

Отец Павел обратил внимание на то, что такая встреча Предстоятелей на самом деле не первая. Он напомнил, что в 1964 году между папой Римским Павлом VI и Патриархом Константинопольской Православной Церкви Афинагором – одним из лидеров экуменистического движения прошла встреча на Святой Земле. Тогда и было снято взаимное анафематствование. Отец Павел подчеркнул: «Главное для нас – это Христос, это то, что объединяет Церкви, является сутью христианства. Та встреча в 1964 году дала начало диалога между Католической и Православными Церквями. И событие, которое произошло сейчас, очень важно для дальнейшего развития понимания между Православными и Католическими Церквями. Оно подытоживает длительный этап наших взаимоотношений».

Говоря о причинах выбора места этой исторической встречи, отец Александр назвал Гавану «нейтральным местом», так как основные споры все-таки связаны с Европейским континентом. Он напомнил, что время для такой встречи настало еще и потому, что в последние годы мы видим усиление гонений на христиан Ближнего Востока и Северной Африки. «Церковь неоднократно сигнализировала, свидетельствовала в общественном пространстве», — сказал он, — что необходимо дать возможность сосуществовать на этой земле различным религиозными традициям».

Отец Александр заметил, что говорить об итогах этой встречи пока еще преждевременно. «Мы не знаем всех вопросов, которые были на повестке дня. Но, основываясь на декларации, которая была создана, мы уже сейчас можем сказать, что, несмотря на разность подходов вероучительного и догматического характера, очень многие вопросы нас объединяют. Это и кризисы семейной жизни, и вопросы противодействия абортам, и забота о подрастающей молодежи, ее моральных и нравственных ориентирах. Кроме того, эта встреча может стать очень важным дипломатическим посылом, который покажет пример политическим лидерам, как надо строить взаимоотношения со своими партнерами, несмотря на существующие разногласия. Особенно это касается позиций лидеров стран, сейчас решающих судьбу Ближнего Востока.

Отец Павел еще раз обратил внимание на то, что все-таки мы как христиане общаемся на духовном уровне. «Мы можем обсуждать политические вопросы, но мы их все равно не решим. Если посмотреть глобально на эту встречу, то самые главные слова, которые я услышал, – это первые слова Папы, обращенные к Патриарху Кириллу: «Наконец-то, брат!» Это вносит ясность в то, кто мы? Мы не соперники, мы – братья. Католическая и Православная Церкви – это Церкви-сестры, которые в один голос говорят о разных проблемах современной жизни».

Отец Александр напомнил, что в любом православном храме всегда за каждой Божественной литургией возносится молитва об единстве Церкви. «Между нашими Церквями нет евхаристического общения, но мы молим Господа об единстве Церкви, то же самое могут делать и западные христиане в своих храмах».

Подготовил Михаил Логунов

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ЦЕРКВИ С ОБЩЕСТВОМ И СМИ ВЛАДИМИР ЛЕГОЙДА:

2016february00032

«Некоторые комментаторы, говоря об исторической встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, отмечали ее сугубо символический характер, исключающий любые практические последствия. Русская Православная Церковь всегда выступала против протокольных встреч с главой Римско-Католической Церкви. Такая встреча откладывалась более 20 лет как раз потому, что она не должна была быть протокольной, не подкрепленной искренним желанием слышать друг друга и прилагать совместные усилия впоследствии.

Нынешняя встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского «дает надежду на возможность объединения трудов Предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической Церквей в деле защиты христиан Ближнего Востока и Северной Африки от гонений, а также сотрудничества по иным важным для всех христиан вопросам».

ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН ОСТРОВСКИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ УСПЕНСКОГО ХРАМА В КРАСНОГОРСКЕ:

2016february00014

Встречу Патриарха с Папой можно, конечно, приветствовать, ведь постхристианский мир все больше погружается в безнравственность, и поэтому всем верующим людям, не только православным и католикам, надо сотрудничать в противостоянии этому. Это действительно необходимость.

Что касается возможности восстановления единства с католиками, то сейчас это совершенно нереально. Хотя бы потому, что сегодня с обеих сторон, на мой взгляд, подавляющее большинство верующих против этого. Что касается догматики, то ожидать, что католики откажутся от своих тысячелетних заблуждений (примат Папы, чистилище и прочее) не приходится… А православные не согласятся эти заблуждения принять.

Кроме догматических расхождений, есть колоссальные расхождения в молитвенном опыте. Конечно, можно сказать, что большинство и православных, и католиков настолько мало и поверхностно молятся, что духовные разногласия не могут иметь большого значения. Но при такой логике можно объединяться и с атеистами. А расхождения православных с католиками в учении о молитве очень велики.

С точки зрения православной аскетики, при молитве нужно всячески сдерживать воображение, не допускать никаких, даже благочестивых, по-видимому, представлений. А прославленный Католической Церковью основатель ордена Иезуитов Игнатий Лойола как раз учил развивать воображение при молитве и сам крайне в этом преуспел. Святитель Игнатий Брянчанинов прямо считал, что Франциск Асизский был в прелести (Франциску было видение, что Бог Отец поколебался, кому отдать первенство: Своему Сыну по естеству или по благодати, то есть Франциску). И это далеко не исключительные явления.

Я обозначил только три больших темы (тысячелетние народные привычки и страхи, действительные догматические расхождения и различия в молитвенном опыте), но есть и другие темы, тоже огромные. Поэтому, на мой взгляд, восстановления евхаристического общения в ближайшее время ожидать не приходится. А сотрудничать во внешних проектах – благотворительность, наука, борьба с распространением безнравственности – вполне, я думаю, можно и желательно.