Тихая победа патриарха Тихона
[lead]Патриарх Тихон – один из самых удивительных святых, канонизированных Русской Православной Церковью в соборе новых мучеников и исповедников. Он не был расстрелян большевиками или замучен в лагерях ГУЛАГА, не был убит бандитами, как сотни и сотни священнослужителей и мирян, пострадавших в годы смуты и установления правления безбожной власти, тем не менее он принял свой мученический венец.[/lead]
В самом принятии Патриаршего клобука был знак бедствия и страдания. Петр I, упразднив в России патриаршую кафедру, поставил Церковь в подножие царского трона. Николай II хотел восстановить патриаршество, но в заботах о преодолении политического кризиса 1905 года, который потом назовут Первой русской революцией, отложил созыв Предсоборного совещания «до более спокойных времен». Ходили сплетни, что царь предложил иерархам Церкви свою кандидатуру в качестве Патриарха…
И вот когда царь отрекся, власть светская пала, а вместе с ней и все социальные институты. Оставалось единственное прибежище для людей – власть духовная. Но ведь, как известно, священники – тоже люди, а значит, могут ошибаться. И вот уже с одобрения высших священноначальников, выносят из собора царский трон. Большая часть духовенства с радостью встречает «Царство свободы». Так было на самом деле, и не надо скрывать эту горькую правду. И, когда к власти пришли большевики, собирается церковный собор и избирает Патриарха. Жребий пал на Тихона – он к тому времени был уже опытным пастырем, успевшим послужить в четырех епархиях Русской Православной Церкви, в том числе и в Русской Америке, человеком широко образованным и в то же время крайне простым, он никогда не отгораживался от народа,. «Тих он» так говорили о своем владыке жители Люблинской епархии, которая стала для него первым местом служения в сане епископа. Он не был грозным владыкой, но был в нем твердый внутренний стержень, который не позволял поступаться принципами. Он чувствовал, что в наступающие времена борьбы за власть, патриарха ждет не почет и уважение, а жестокая битва, битва за сохранение Церкви.
Власть безбожная с первых шагов кинулась в антирелигиозную атаку, но Тихон не позволил втянуть Церковь в междоусобные распри. В своем обращении он предает анафеме не красных или белых, а всех, всех, кто принимает участие в братоубийственной бойне. Тогда многие этого не смогли понять. А Тихон понимал, что, если Церковь вмешается в политику, – она не сможет сохранить свою чистоту.
Патриарх Тихон, в миру Белавин Василий Иванович. 1865-1925. Святейший Патриарх Московский и всея Руси с ноября 1919 г. Избран Поместным Собором Русской Православной Церкви. В годы Гражданской войны призывал к прекращению кровопролития. Выступил против Декретов об отделении Церкви от государства и об изъятии церковных ценностей. В 1922 году по обвинении в антисоветской деятельности арестован. В 1923 призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к Советской власти. Выпущен из тюрьмы и находился под домашним арестом. Канонизирован Русской православной Церковью в 1989 году
Затем был голод 1921 года, спровоцированный политикой военного коммунизма. Большевики ловко воспользовались ситуацией, чтобы окончательно ограбить и так потрепанную в горниле гражданской войны духовную власть. Церкви предложили «добровольно» поделиться имуществом в пользу голодных. Но они забыли о том, что авторитет патриарха за границей был очень высок. Достаточно было одного обращения, письма патриарха Тихона, и сильные мира сего: Папа Римский, президент США и Патриарх Греческой Православной Церкви, под одно только честное слово святителя направили бы в Советскую республику поезда с продовольствием. Но не этого надо было большевикам. Им нужно было на корню уничтожить конкурента в борьбе за души людские. И Ленин пишет Дзержинскому: «надо дискредитировать церковь в глазах народа, дать понять, что она не хочет делиться награбленным у людей добром, и чем больше нам удастся под это дело расстрелять священнослужителей, тем лучше». Сколько можно безнаказанно уничтожать священников и монахов, разрушать храмы и грабить! Нужно обезглавить верхушку. Появилось дело гражданина Белавина. Патриарха арестовывают и сажают в Бутырку. Приговор известен заранее – расстрел. Но Чичерин, посол в Англии, пишет Сталину, (тогда еще просто секретарю ЦК): «Если патриарх будет расстрелян, наше дипломатическое положение окажется просто безнадежным». Пришлось применить другой метод. Троцкий предложил, чтобы сами священники разрушали единую Церковь. Были привлечены недовольные, которые, как и всюду, были и в среде церковнослужителей. Так называемые обновленцы были лояльны к советской власти. Разрешенные и даже частично финансируемые ею они стали переманивать к себе приходы по всей стране. Находящийся в изоляции Патриарх информацию получал лишь из советских газет. Он с ужасом видел, как государство «берет в аренду Церковь Божию». Может быть, поэтому от чувства безысходности и родилось письмо – покаяние. В нем патриарх признавал свои ошибки, каялся в контрреволюционных высказываниях и призывал прекратить междоусобицу, не ведущую ни к чему, кроме раскола. Наверняка он понимал, что власть не потерпит сохранения Церкви ни в каком виде, ни в воинствующем, ни в карманном варианте. Когда в 1923 году Тихон был выпущен из-под домашнего ареста и ему было разрешено служить, он увидел, что власти не удалось обмануть людей – миряне к обновленцам не шли. Их храмы стояли пустыми. В редкие оставшиеся верными Патриаршей Церкви храмы иногда за многие километры шли люди. Богослужения Патриарха собирало такие толпы народа, что никакие патрули и наряды милиции не могли ничего сделать.
Как оказалось, истинно верующих, сохранивших в душе Господа в России, осталось не так мало. В ходе переписи 1926 года каждый третий в графе «отношение к религии», указал «православный христианин». Именно благодаря тому, что патриарх Тихон смог удержать Церковь на краю пропасти, и стал возможен подвиг новомучеников и исповедников, которые в годы репрессий знали, ЧТО они защищают, за ЧТО страдают.
В 1925 году здоровье патриарха пошатнулось. Перед тем как отойти ко Господу он произнес: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Эти слова были пророческими. Репрессии 30-х годов частым гребнем прошли по тому, что именовалось Святой Русью, по иерархам, священнослужителям, монахам и мирянам. Проститься с патриархом пришли толпы никак не меньшие, чем с «вождем мирового пролетариата». Главное достижение его жизни в том, что непоколебимая позиция Церкви была спасена. Патриаршество не стало орудием в руках новой тирании. И, как хранящиеся под снегом ростки, после падения режима, дало свежую чистую от плевел поросль.
«Пусть имя мое пропадет для истории, лишь бы Церковь была спасена, — писал Святейший Тихон. Но имя его не пропало. Его заслуги были признаны Русской Православной Церковью, и он заслуженно занял место в ряду ее святых.
текст: Михаил Логунов