«О различных способах брани, какую диавол ведет с шествующими путем тесным…»

[lead]Преподобный Исаак был аскетом, пустынником, жившим в горах, однако его писания имеют универсальную цель. Они адресованы не только пустынникам, но и жителям городов, не только монахам, но и всем верующим во Христа. Много он говорил о последних ступенях духовного подвига, о пределах духовного пути, о созерцании. Но чтение «Подвижнических слов» приносит благодатное утешение и вдохновляет на подвиги каждого христианина. В своих духовных переживаниях святой Исаак очень схож с такими аскетами-созерцателями, как преп. Симеон Новый Богослов, преп. Максим Исповедник, преп. Макарий Великий. В этом материале, дорогой читатель, мы продолжаем начатый в предыдущем номере перевод на русский язык одного из величайших творений святого Исаака Сирина: «Слова подвижнические», которое посвящено решению важной для всех нас задачи: достижению Царствия Небесного.[/lead]

2744-2745

Слово 60.

У нашего противника — диавола есть древний обычай со вступающими в борьбу со своими страстями хитро применять против них разные оружия. На тех, кто ленивы на деле и в мыслях дьявол обращает особое внимание и с самого начала сильно нападает на них так, что восставляет против них сильные искушения, чтобы в начале пути заставить их изведать все способы лукавства, чтобы с первого подвига объяла их боязнь, путь их показался им жестоким и неудобопроходимым. И с этого времени они не могут уже снова идти вперед, от не дающей покоя боязни и неуверенности. И недолго диавол ведет с ними жестокую брань свою, чтобы обратить их таким образом в бегство. Лучше сказать, Сам Бог попускает диаволу искушать таких людей, и ни в чем не помогает им, потому что они с сомнением и холодным сердцем вступили в подвиг Господень. Ибо говорит Бог: «Проклят всяк творящий дело Господне с небрежением…» (Иер.48:10); Так как без страха и холодности идти против диавола повелевает Бог, говоря: «начни только губить его, и устремись на брань с ним, и сразись с ним мужественно, и возложу страх твой на всех врагов твоих под небесами…»(Втор.11:25). Потому что если не умрешь добровольно естественной смертью ради милости Божией, то поневоле умрешь духовно, отпав от Бога.

Поэтому, если такова твоя участь, без негодования добровольно прими за Бога временные страдания, чтобы войти в славу Божию. Если в подвиге Господнем умрешь телесно, Сам Господь увенчает тебя, и останкам твоим дарует Бог мученическую честь. Лучше же сказать, Бог попускает, чтобы такие слабые люди были гонимы и преследуемы, потому что не по истине взыскали Его, но, как бы искушая и издеваясь, пытались совершить дело Божие. Потому и сам диавол сначала узнал их и испытал помыслы их, что они боязливы и самолюбивы и более всего щадят тело свое. И поэтому словно ветром гонит их, так как не видит в них душевной силы, какую мы видим в святых. По желанию человека стремиться к Богу, и по намерению достигать известной ради Него цели, и Бог содействует, и помогает, и являет такому человеку Свое о нем промышление. А диавол не может приближаться к человеку или наводить на него искушения, если человек не отступит от Бога или Бог не попустит ему. Или если кто допустит себя до срамных помыслов гордостью и превозношением или помыслом сомнения и двоедушия, то диавол таких искушает.

Простых и неопытных людей диавол не испрашивает у Бога, подобно святым для искушения, потому что знает, что Бог не попустит таким впасть в руки его (Богу известно, что нет у них достаточных сил против диавольских искушений).

После смерти преподобного Исаака Сирина с начала VIII до начала XVIII века в Европе ничего не было известно о нём, кроме его имени и сочинений. Только в 1719 году в Риме было опубликовано жизнеописание преподобного, составленное анонимным автором-арабом. В 1896 году сведения о преподобном Исааке ещё расширились. Французский учёный-сотериолог аббат Шабо (фр. Chabot) опубликовал творение сирийского историка VIII века Иезудены, епископа Басры, где находятся сведения о преподобном Исааке Сирине.

Св. Исаак был, по-видимому, одним из плодовитейших писателей. По свидетельству сирского писателя начала XIV века Эбед-Иезу, «св. Исаак Ниневийский составил семь томов о водительстве духа, о Божественных тайнах, о судах и о благочинии (politia)». Даниил Тубанита, епископ Беф-Гармэ, по свидетельству того же Эбед-Иезу, «написал разрешение вопросов божественного пятого тома св. Исаака Ниневийского». Что это за «томы», о которых говорит Эбед-Иезу, неизвестно, и, по-видимому, они не все до нас дошли. В 1909 году в первый раз вышел в свет печатный сирский текст сочинений св. Исаака под заглавием: «Mar Isaacus Ninivita de perfectione religiosa, quam edidit P. Bedjan». Здесь, судя по заглавию, помещено 107 слов, или глав, но издатель говорит, что это только «первая часть сочинения св. Исаака», что он мог бы издать и 2-й и 3-й томы этого сочинения, если бы только мог сверить имеющиеся у него манускрипты с другими параллельными. И издатель очень жалеет, что не может этого сделать и издать эти новые тома, жалеет потому, что там «много прекрасных страниц».