– Отче, почему Бог наказывает людей и зачем нужно это наказание?

– Бог, намереваясь наказать кого-нибудь, не просто посылает наказание и не довольствуется определением Своего суда, но и пред людьми оправдывает Себя делами, подобно судящемуся на общественном суде при суждениях множества присутствующих. И как судьи, когда намереваются приговорить кого-нибудь на смерть, садятся на возвышенном месте, прика­зывают поднять завесы, собирают около себя весь город, и тогда, как бы на общественном зрелище, начинают судить ви­новного, предлагая ему вопросы пред глазами и в слух всех, приказывая прочитать запись его преступлений и заставляя са­мого обвиняемого осудить свои преступления, и потом произно­сят приговор, – так и Бог, восседая, как бы на возвышен­ном месте – изречений Писания, и поставив около Себя всю вселенную, пред глазами и вслух всех производит исследо­вание грехов, не записи повелевая прочитать и не письмена выставляя на средину, но представляя нам сами грехи винов­ных.

2230-2231

… Когда Он намеревался ниспослать страшные молнии на содомлян и этим ужасным пламенем истребить в той стране города и народы, когда посылал на землю этот необык­новенный и чрезвычайный дождь, страшнее всякого прежде бывшего, какой солнце видело в первый и единственный раз, то прежде чем привел в исполнение это наказание, Он показал нам нечестие имеющих быть наказанными, не записи прочитав, как я сказал, но представив сами грехи их. Потому Он и послал Ангелов, не для того только, чтобы они вывели Лота, но чтобы показали тебе пороки содомлян, что действительно и случилось. Когда Лот принял их, то все осадили дом принявшего го­стей, окружив его со всех сторон; а руководила этою осадою нечистая страсть и желание беззаконного совокупления, выходив­шее из пределов возраста и природы. Не только юноши стали кругом, но и старцы; и седина не удержала неистовства, и ста­рость не погасила ярости, но можно было видеть кораблекруше­ние в пристани, беззаконное пожелание в старости. Даже и этим не ограничилось их беззаконие, но когда Лот обещал им выдать дочерей своих, они и в этом случае не перестали настаивать, говоря, что не отступят до тех пор, пока не полу­чат тех мужей, и угрожали причинить много зла тому, кото­рый обещал выдать дочерей своих из почтения к странни­кам (Быт.19:1–11).