[lead]На страницах молодежной газеты хотелось бы познакомить Вас, дорогие читатели, с историей становления и развития церковных музеев. Перед вами продолжение материала из предыдущего номера.[/lead]

В XIX – начале XX в. в России наблюдается подъем интереса к культурному наследию и стремление к сохранению национальной культуры.

В это время появляются Указы императора Николая I «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении разрушать оные» (1826 г.) и «во всех древних памятниках ни к каким обновлениям не приступать без высочайшего повеления» (1842 г.) и многие другие.

Сохранению памятников старины, и в первую очередь церковной старины способствовал митрополит Московский Филарет (Дроздов). Будучи московским архипастырем, святитель Филарет являлся попечителем Синодальной ризницы и Синодальной библиотеки.

Ризница, собранная Патриархом Никоном и другими святителями, считалась богатейшей в России. Ее сокровища частично были доступны для обозрения. В ризнице вдоль стен были установлены шкафы, вмещавшие драгоценные экспонаты. В ней хранились облачения и утварь митрополитов и Патриархов всея Руси (саккосы, омофоры, епитрахили, митры, панагии и кресты), а также предметы личного обихода. Точная дата образования ризницы исследователями не установлена, но считается, что начало Синодальной ризницы и библиотеки восходит к еще более старым временам, чем возникновение Образной палаты. Главное отличие Патриаршей ризницы от Образной палаты, заключалось в том, что коллекция ризницы имела постоянный состав хранения.

Известно, что 30 июня 1753 г. вышел приказ императрицы Елизаветы о «поправлении» богослужебных предметов и облачений Патриаршей ризницы, с требованием расположить их в «удобных палатах», «где б и воздух мог проходить спокойно» при «соблюдении пожарного случая». Делалось это для удобства показа и осмотра хранящихся в ризнице предметов иностранными гостями. По сути, речь шла о создании музея современного типа, предусматривающего циркуляцию воздуха и противопожарную безопасность. (В конце XIX века основной фонд ризницы был переведён на Колокольню Ивана Великого в Московском Кремле).

Ризница, собранная Патриархом Никоном и другими святителями, считалась богатейшей в России.

Дальнейшая инициатива оформления ризницы в виде благоустроенного музея, доступного для обозрения и занятий ученых, была проявлена только в середине XIX века митрополитом Филаретом.

Трудами ризничного Саввы (Тихомирова) Синодальная ризница была оформлена в виде благоустроенного музея. Богатейшая сокровищница церковных предметов и рукописей досталась Савве в беспорядочном и неописанном виде, но уже через пять лет он добился образцового состояния ризницы. Итогом работы явился фундаментальный и содержательный «Указатель для обозрения Московской Патриаршей (Синодальной) ризницы и библиотеки», выпущенный в 1855 г. Данный каталог стал образцом описания и каталогизации музейных собраний, выдержал 5 изданий, был переведен на французский язык, а в 1859 г. удостоен Демидовской премии.

Постановка музея, где лучшие предметы были выставлены для обозрения в специальных шкафах-витринах, печатный указатель и благожелательное отношение Саввы к посетителям были до такой степени новыми, что все это вызвало сочувственный отклик в газетах и журналах. Таким образом, можно сказать, что открытие Патриаршей ризницы и появление указателя стало новым явлением в музейном деле в России.

текст: Лариса Алексеева